Как известно, 1 октября Система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) официально вышла на новый уровень своего развития и теперь при оказании федеральных госуслуг в том или ином ведомстве чиновники не вправе требовать с гражданина документы и справки из других ведомств, а обязаны запрашивать и получать их самостоятельно.

В перспективе на следующий год (с 1 июля) — распространение этой схемы взаимодействия на региональные и муниципальные госуслуги. Но пока чиновники под пристальным вниманием СМИ отчитываются об успехах первого этапа. Правда, судя по характеру освещения данного вопроса в этих самых СМИ, далеко не все понимают, что же именно происходит. Так, специальная пресс-конференция начальника департамента ИТ, связи и защиты информации МВД РФ, генерал-лейтенанта внутренней службы Михаила Тюркина была названа “О переходе МВД России с 1 октября 2011 года на предоставление государственных услуг в электронном виде”. И г-ну Тюркину пришлось несколько раз объяснять, что закон, вступивший в силу, перевод услуг в электронный вид вообще не регламентирует. Речь идет о внутренних делах чиновников, и к простому обывателю это все имеет отношение в том смысле, что теперь он будет избавлен от хождения по смежным инстанциям. И такая схема справедлива как для услуг, уже предоставляемых в электронном виде, так и для тех, в отношении которых еще только ожидается миграция с бумаги.

В целом по регламенту запрос из одного ведомства в другое лимитирован пятью днями, однако МВД для получения достоверной информации о судимостях человека разрешено в виде исключения потратить на это десять дней. (Кем именно разрешено, г-н Тюркин так и не уточнил.) Кстати, выдача справки о судимостях, оказывается, чуть ли не самая популярная услуга по линии МВД.

По словам чиновника, всего министерство несет ответственность за 48 федеральных услуг. Из них одиннадцать, можно оказать, только совместно с другими ведомствами, и, значит, они требуют межведомственной координации, которая посредством СМЭВ сейчас стала полностью электронной.

В соответствии с графиком МВД в электронном виде уже оказывает пять услуг (к слову, все они из категории “совместных” — без СМЭВ теперь не обойтись). Полный отказ от бумаги должен произойти к 2014 г., однако г-н Тюркин допускает, что его департамент попытается форсировать процесс и завершить перевод в 2012-м, — как он выразился, “почему бы не попробовать”.

Кстати, данный департамент появился в МВД совсем недавно — весной текущего года. Как отмечает г-н Тюркин, ни в коем случае не следует считать, что до этого никто в министерстве не занимался высокими технологиями, не разрабатывал электронные системы, не создавал каналы связи, не разрабатывал программные продукты. Но эти работы велись разрозненно, и по инициативе президента страны был создан специальный департамент, который вобрал в МВД все направления, связанные с ИТ, связью, защитой информации и госуслугами.

Описывая масштаб нового образования, г-н Тюркин назвал текущую численность его персонала: 195 человек. Ну а чтобы обрисовать фронт работ по части госуслуг и вообще для оценки тяжести бумажного наследия чиновник вспомнил историю двухлетней давности. Когда в МВД стали переходить на электронные регламенты, позволяющие гражданам обращаться в ведомство в электронном же виде, то столкнулись с колоссальной избыточностью морально устаревших документов. В результате оптимизации рабочего процесса их количество удалось сократить примерно вдвое, как нетрудно догадаться, без ущерба для дела.

Работа по оптимизации продолжается и сейчас. Например, как можно было понять со слов г-на Тюркина, в отношении такой сверхпопулярной услуги, как оформление загранпаспорта, в данный момент по инициативе МВД ведется дискуссия с Федеральной миграционной службой о том, нужно ли человеку предъявлять все ранее выданные паспорта и вносить в анкету сведения обо всех местах работы за последние десять лет, — эти данные должны храниться в соответствующих ведомствах и предоставляться по запросу без участия гражданина.

Напоследок немного статистики, отражающей рост популярности услуг в электронном виде у населения. По данным г-на Тюркина, в 2010 г. на технический осмотр транспортных средств записалось 1576 чел.; в первые восемь месяцев года нынешнего — 22 240. За услугой “регистрация автотранспортных средств и прицепов к ним” в 2010-м обратились (и, разумеется, получили ее) 405 чел.; в первые восемь месяцев этого года — порядка 26 тыс. За услугой “квалификационные экзамены на получение прав на управление транспортными средствами” — соответственно 461 и 8 тыс. чел. Информацию об административных правонарушениях в области дорожного движения получили менее 200 тыс. и более 550 тыс. чел. соответственно.

Впрочем, как выяснилось на пресс-конференции, пока внедрение технологий осуществлено лишь частично, реальный эффект реорганизации для простых граждан также далеко не полон. Например, чтобы получить все тот же загранпаспорт нового образца, человеку в обозримом будущем все равно придется дважды навещать чиновников: сначала нужно будет сфотографироваться, а потом, забирая паспорт, поставить свою физическую подпись. Кроме того, сроки ожидания готовых документов регламентируются старыми законами, поэтому запуск СМЭВ не заставит чиновников выдавать людям новые загранпаспорта быстрее регламентированных тридцати дней.

Разумеется, если только чиновники сами этого не захотят.

Версия для печати (без изображений)