В настоящее время в России открывается новый сегмент ИКТ-рынка, связанный с созданием “Системы 112” в стране. Мысли о построении в РФ системы вызова оперативных служб наподобие “911” в США или “112” в странах Европейского Союза существовали у нас давно. Но отечественный проект развивался очень вяло, и дальше создания опытных зон дело не пошло. Причины общеизвестны: трудности межведомственного согласования и недостаточное финансирование.

Однако в мае нынешнего года правительство утвердило концепцию Федеральной целевой программы “Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру “112” в Российской Федерации на 2012 — 2017 годы”. Предполагается, что в 2017-м во всех регионах страны будут функционировать службы “112”. И для этого в ФЦП заложено вполне реальное финансирование: за счет средств федерального бюджета 22,8 млрд. руб., за счет бюджетов субъектов РФ — 19,3 млрд. руб. и за счет внебюджетных источников — 23,6 млрд. руб. (за все годы реализации программы).

Таким образом, за шесть лет по новой ФЦП планируется инвестировать около 2 млрд. долл. То есть вполне приличный бюджет, в котором прописаны значительные расходы на ИТ и телеком. И некоторые серьезные поставщики оборудования и ПО этот момент почувствовали и вышли на структуры, связанные с внедрением “Системы 112”, с хорошо проработанными деловыми предложениями. Ведь для реализации ФЦП-112 субъектам РФ и муниципальным образованиям потребуются соответствующие решения, среди которых важнейшее место занимают центры обработки вызовов (ЦОВ).

Служба реагирования на тревожные ситуации имеет свои особенности и повышенные требования, поддерживать которые достаточно сложно на традиционном оборудовании контакт-центров. Здесь требуются специализированные решения, которые отрабатываются годами. Причем все это необязательно делать с нуля методом проб и ошибок, как это было в наших первых опытных зонах. У “догоняющей” стороны сейчас есть свои преимущества, позволяющие сэкономить время и деньги, поскольку у ряда мировых производителей телекоммуникационного оборудования уже имеются готовые решения для автоматизации служб экстренного реагирования.

В частности, компания Avaya уже разработала и внедрила подобное решение в США и в некоторых других странах, а сейчас предлагает его в России. Оно основано на продукте Aura Communication Manager, который позволяет в короткие сроки построить ЦОВ, соответствующий рекомендациям МЧС и других служб реагирования. Решение может обрабатывать не только телефонные звонки, но и обеспечивать видеосвязь, принимать сообщения электронной почты, обращения через сайт или по SMS.

“Решение “Системы 112” на платформе Avaya поддерживает все типы соединительных линий, используемых на телекоммуникационных сетях РФ, в том числе и ведомственные протоколы и сигнализации: CO, FXS/FXO, ISDN PRI, ISDN BRI, CAS, MFC, R 1,5 и другие”, — сообщил Алексей Журавлев, руководитель спецпроектов в госструктурах компании Avaya.

Надо сказать, что Avaya — не единственный зарубежный производитель, предложивший свой опыт и компетенции в сфере создания “Системы 112” в России. Например, несколькими месяцами ранее фирма Ericsson начала продвигать свои проекты такой системы в ряде регионов России. В этих условиях российской стороне, обладающей финансовыми ресурсами для создания системы в рамках ФЦП-112, вероятно, имеет смысл использовать передовые зарубежные достижения в сочетании с опытом и возможностями отечественных интеграторов и телекоммуникационных операторов.

Версия для печати