Экспертный центр электронного государства представил рейтинг электронных сервисов, наиболее востребованных россиянами. Список Топ 20 был составлен методом модного сейчас краудсорсинга — в ходе двухмесячного общественного обсуждения с участием более 600 экспертов, в качестве которых выступили представители высших исполнительных органов субъектов РФ, руководители и сотрудники региональных органов власти, органов местного самоуправления, представители ИТ-сообщества и общественности.

Руководитель Центра Павел Хиллов считает, что в ходе данного проекта впервые были выработаны основные приоритеты региональной информатизации, ориентированные на потребителей государственных сервисов — граждан и бизнеса. В принципе сходную статистику можно было собрать, проанализировав посещаемость тех или иных страниц единого портала госуслуг. Однако, по уверению г-на Хилова, в данном случае стояла задача узнать предпочтения граждан безотносительно того, кто конкретную услугу оказывает (федеральные органы, муниципальные, негосударственные структуры и т. д.).

Конечной же целью проекта г-н Хиллов обозначил попытку объяснить чиновникам от информатизации, какие приоритеты стоит учитывать при планировании и проведении первоочередных работ. Причем речь идет не только о региональных руководителях, но и федеральных, которые зачастую спускают на места непосильные информатизационные задачи.

В результате Центр выделил шесть приоритетных направлений: здравоохранение, образование, жилищно-коммунальное хозяйство, социальная поддержка, безопасность и регистрация граждан. Рейтинг же конкретных электронных сервисов возглавили запись к врачу, доступ к информации о тарифах и потребленных услуг ЖКХ, запись на зачисление в детские сады и школы, медицинская карта, дневник ученика, оформление документов ЗАГСа и их дубликатов, предупреждение и информирование населения о чрезвычайных ситуациях и хода ликвидации их последствий. Замыкают двадцатку видеонаблюдение за придомовой территорией и круглосуточный мониторинг опасных участков.

В течение месяца г-н Хиллов пообещал выпустить для широкого пользования брошюру с результатами и обоснованиями исследования.

В целом Экспертный центр, по словам г-на Хилова исходит из того, что для оказания разных групп услуг нужны различные подходы. Во многих областях разумно создавать единые вертикально-интегрированные системы. Например, в сфере медицины логично было бы иметь авторизованный доступ медицинских работников к электронной карте пациента из любой точки страны — для оперативного и качественного оказания помощи за пределами места проживания человека. А вот, например, в социальной сфере, где многое определяется региональными законами, вертикальные системы уже нецелесообразны.

Другой важнейший принцип, который декларирует Центр, заключается в необходимости перехода от заявительного к уведомительному подходу к оказанию услуг, когда государство станет заблаговременно уведомлять гражданина о том, что именно он может получить в тот или иной момент жизни. Скажем, у человека рождается ребенок и через какое-то время он при помощи SMS на телефон или письма на электронную почту узнает, что имеет право на получения пособия. Проходит несколько лет, и человека информируют, что у него есть право записать ребенка в детский сад или школу — для этого нужно сделать то-то и то-то. Подобный подход в условиях России можно рассматривать как революционный, но его разумность вполне очевидна. Как считает г-н Хиллов, вся необходимая информация, чтобы вовремя оповещать граждан о сервисах, у государства имеется.

Обобщенные результаты исследования, по уверению г-на Хилова, будут направлены в Администрацию Президента и Аппарат Правительства РФ. Кроме того, сформированные приоритеты будут представлены главам субъектов России в ходе выездных совещаний, первое из которых пройдет в Новосибирске 30 ноября текущего года.

Версия для печати (без изображений)