Чиновники и предприниматели сошлись во мнении о том, что необходимо стимулировать у населения России спрос на электронные госуслуги, при этом важно ориентироваться на интересы потребителя. Эта идея объединила все выступления на прошедшей 21 октября VI Всероссийской конференции “Технологии информационного общества”.

Рассуждая о перспективах универсальной электронной карты гражданина РФ, вице-президент ОАО “УЭК” Вадим Щепинов сравнил систему предоставления услуг в электронном виде с маятником, который нужно раскачивать, и обратился к субъектам РФ с призывом любыми способами увеличивать эмиссию УЭК. Нарастающая эмиссия приведет к появлению сервисов, позволяющих предоставлять юридически значимые услуги, а создание сервисов приведет к развитию инфраструктуры, и тогда эмиссия будет налажена.

В то же время Вадим Щепинов признался, что будущее карты пока неизвестно в связи с решением правительства РФ заменить бумажные паспорта электронными. Менеджер убежден, что после введения нового типа документа УЭК как средство идентификации потеряет свою значимость, так как доверие к паспорту всегда будет выше.

Опытом по информатизации Подмосковья поделилась министр государственного управления, ИТ и связи правительства Московской области Мария Юргелас. Она рассказала о том, что в областной администрации настроены идти в ногу со временем и ориентируются в своей работе на популярные ИТ-тренды: мобильность, большие данные, соцсети, Интернет вещей, консьюмеризация и облачные технологии. По словам министра, информационные технологии в настоящее время используются для улучшения качества жизни населения.

Тем не менее, ряд докладчиков обратили внимание на недостаточный уровень развития электронного правительства. Несмотря на то, что российский портал госуслуг попал в феврале 2012 г. на 27 место в рейтинге ООН по уровню развития электронного правительства, качество предоставления услуг международного уровня не достигло. Более того, комментируя информацию о сокращении числа предоставляемых электронных госуслуг до 20, заместитель директора ВНИИ ПВТИ Михаил Брауде-Золотарев заявил, что эта идея не имеет смысла, потому что “на портале госуслуг нет никаких электронных услуг!”, имея в виду недостаточное качество их предоставления.

Ответственный секретарь комиссии Совета Федерации ФС РФ по развитию информационного общества Александр Шепилов отметил ряд препятствий, мешающих созданию электронного правительства в России. Чиновник констатировал, что обычно обсуждаются технические и статистические показатели портала госуслуг и при этом редко — интересы конечного потребителя. Между тем, по мнению Александра Шепилова, на следующем этапе развития электронного правительства для повышения качества общения граждан с органами власти следует ориентироваться на потребности пользователей. В частности, он предложил аккумулировать всю информацию об успеваемости школьника за все время обучения, чтобы впоследствии можно было сравнить ее с результатами ЕГЭ.

В свою очередь заместитель руководителя рабочей группы Общественной палаты РФ по развитию информационного общества Мария Лазарева затронула тему необходимости повышения информационной грамотности и компьютерной компетентности населения и работающих с ним чиновников. Она поделилась опытом регионов по разработке обучающих ресурсов, в числе которых упомянула программы “Электронный гражданин” и “Электронная коммерция”, и обозначила в качестве проблемной точки потребность привить россиянам мотивацию к повышению компьютерной грамотности.

Доклад руководителя направления интерактивного ТВ компании CTI Александра Черняева был посвящен тому, как меняется модель развития бизнеса под воздействием современных тенденций. В настоящее время активно развивается рынок Smart TV. Желая увеличить клиентскую базу, все производители переориентировались в сторону мобильных приложений и начали предоставлять пользователям доступ к интерактивным услугам, в том числе и к госуслугам посредством различных абонентских устройств. При этом донесение госуслуг до конечного потребителя менеджер назвал социально значимым.

Версия для печати