21 мая правительство Москвы представило мобильное приложение «Активный гражданин», призванное позволить горожанам принять участие в электронных голосованиях по управленческим вопросам, касающимся столицы, — от транспорта и благоустройства территорий до здравоохранения и образования.

По словам вице-мэр и руководителя аппарата мэра и правительства Москвы Анастасии Раковой, пока приложение доступно для мобильных устройств на базе iOS и Android (версия для ПК — в разработке). Алгоритм взаимодействия с ним предельно прост: человеку нужно запустить программу, пройти идентификацию номера мобильного телефона, заполнить профиль с указанием ФИО, пола, возраста и адреса фактического пребывания в Москве. (По уверению г-жи Раковой, к институту прописки это никакого отношения не имеет; «горожанин» в данном случае — понятие свободное.) После этого на телефон начинают поступать различные вопросы для голосования. Предположительно речь пойдет о 5–7 опросах в неделю.

Сообщается, что приложение предусматривает три уровня опросов: общегородские, окружные и районные. Соответственно, локальные темы будут предложены на суд человека в соответствии с теми адресами, которые он оставит в профиле. Как считает глава столичного Департамента информационных технологий Артем Ермолаев, людей обычно волнуют районы их проживания и работы. Поэтому пока в приложении предусмотрена возможность отметить два адреса, но со временем этот перечень расширится до трех локаций.

Инициировать электронные референдумы будут лично мэр, члены московского правительства и территориальные органы власти, исходя из приоритетных задач, для решения которых чиновникам необходимо знать мнение москвичей. Мэрия также планирует отслеживать и ставить на голосование городские темы, которые широко обсуждаются в Интернете.

Г-жа Ракова уверяет, что интересоваться общественным мнением чиновники станут в тех случаях, когда решение вопроса для них неочевидно. То есть голосование действительно станет последней инстанцией, а не формальностью.

Кстати, в этой связи стоит упомянуть о принципиальном отличии «Активного гражданина» от интернет-проекта «Российская общественная инициатива» (РОИ). Кроме того, что последний обладает федеральным уровнем, в нем некие идеи предлагают сами граждане (инициативы снизу), в то время как в московском проекте человек сможет либо одобрить, либо забраковать идеи, сформулированные властью.

Как можно было понять со слов чиновников, проект на данный момент не располагает строгой системой идентификации голосующих граждан — верификация станет происходить по связке номера телефона и имени человека. Однако проблема накрутки голосов авторов проекта особо не беспокоит. По уверению г-жи Раковой, если кому-то и придет в голову закупить несколько десятков сим-карт, эти лишние голоса составят крайне незначительный процент от общего числа задействованных респондентов. (Предварительная регистрация для участия в проекте была открыта на сайте ag.mos.ru с конца апреля, и заявки уже оставили более 140 тыс. человек.)

За активное использование приложения человеку станут начисляться определенные баллы. Когда их количество перевалит за тысячу, пользователь получит статус «Активный гражданин» и доступ к магазину бонусов, где накопленные баллы можно будет обменять на городские услуги (велопрокат, парковочные часы, билеты в кино, театры, музеи) или полезные мелочи. (Г-жа Ракова подчеркивает, что голосование — это не какая-нибудь игра, а настоящая работа, которая так или иначе должна быть оплачена.)

Сообщается, что «Активный гражданин» — это уже не первая попытка по вовлечению москвичей в управление городом. В 2011 г. мэрия запустила портал «Наш город» и приложение «Мобильная приемная», с помощью которых можно контролировать качество выполняемых городскими службами работ.

По итогам электронного опроса мэра, проведенного весной 2014 г. среди пользователей московского портала госуслуг и портала «Наш город», 77% респондентов высказали желание активнее обсуждать с властями городские вопросы. На предложение мэра проголосовать за различные варианты благоустройства Триумфальной площади и переименование ВВЦ откликнулись 300 тыс. москвичей. Решение вернуть ВВЦ историческое название ВДНХ было принято 90% голосов.


Версия для печати (без изображений)