Этот вопрос поднимался в нашей недавней заметке «Надо не запрещать импорт ПО, а поощрять его экспорт!».

Вот как ответил на него управляющий директор «Лаборатории Касперского» в России, странах Закавказья и Средней Азии Сергей Земков: «В первую очередь, должно быть пересмотрено налоговое регулирование экспортных операций. Существующий режим налогообложения в части налога на добавленную стоимость в отношении экспортных операций налогоплательщиков, связанный с передачей авторских прав покупателям-нерезидентам, серьезно препятствует продвижению отечественных программных продуктов на иностранных товарных рынках». По его словам, в отличие от экспорта товаров, в отношении которых предусмотрена нулевая налоговая ставка, при реализации авторских прав к покупателям-нерезидентам применяются положения ст. ст. 146 и 148 Налогового кодекса РФ. По этой причине экспортеры услуг, в отличие от экспортеров товаров, не вправе принимать к вычету суммы НДС не только в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых исключительно для осуществления экспортных операций (п.2 ст. 170 НК РФ), но и в случае, когда товары (работы, услуги) приобретаются для осуществления всех видов реализации одновременно (п.4 ст.170 НК РФ).

«Экспортный вычет по НДС предоставляется государством в целях стимулирования внешней торговли, поступления валютной выручки и пополнения золотовалютной части государственных ресурсов. Данная мера служит также компенсацией налоговых затрат экспортера, поскольку его деятельность в России неизбежным образом подпадает под косвенное налогообложение при реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав). В противном случае, продукция экспортера при ее реализации подвергается двойному взиманию сумм налога, что делает ее неконкурентоспособной по отношению к продукции местных предпринимателей. В этом смысле производители-экспортеры товаров и услуг нуждаются в единообразном отношении (подходе)», — полагает г-н Земков.

Он отметил, что современные принципы международной торговли, в том числе включенные в стандарты Всемирной торговой организации, предусматривают одинаковую степень либерализации торговли как товарами, так и услугами. Сегодня экспортеры услуг не могут в должной степени конкурировать с иностранными производителями, так как в отличие от российского законодательство иностранных государств устанавливает одинаковый порядок налогообложения вне зависимости от характера экспортной операции. Таким образом, на международном рынке производители услуг из России, в том числе занимающиеся инновационными техническими разработками, не могут реализовать свои конкурентные преимущества в равноправной борьбе.

«Очевидно, что сегодня назрела реальная необходимость во внесении изменений в налоговое регулирование экспортных операций. Данную проблему можно было бы устранить путем введения общего и равного порядка налогообложения НДС экспортных операций вне зависимости от их характера и сферы деятельности», — считает г-н Земков.

Однако необходимы не только законодательные инициативы. «Государство может оказывать поддержку отечественным компаниям на уровне торговых представительств РФ за рубежом (в том числе и в рамках внешнеторговых отношений), — уверен Сергей Земков. — Насколько мне известно, в пул бизнес-персон со стороны американских правительственных делегаций входят представители ИТ-компании, а у нас входят пока преимущественно представители промышленных секторов — нефтегаза, экспортеров леса, транспортных компаний и т. п.»

Примерами поддержки экспорта ПО cо стороны больших и не очень больших государств с нами поделился директор по развитию бизнеса компании «МобилитиЛаб» Сергей Макарьин, который в начале марта этого года в составе объединенной делегации резидентов Фонда «Сколково» побывал в Барселоне на Всемирном мобильном конгрессе MWC-2015.

«От присутствия на MWC-2015 была огромная польза, — рассказал он. — Это очень правильное место для общения и договоренностей, очень эффективное место, чтобы планировать и развивать международный бизнес. И с тезисом о том, что надо помогать экспорту ПО, абсолютно согласен. Простой пример — хожу по выставке и вижу, что практически у каждой страны очень классный и очень большой стенд, на котором выставляются десятки местных компаний. Причем большие стенды были не только у Франции или Великобритании, но и у маленькой Эстонии и других сопоставимых с ней по размеру стран... Большие стенды, в разы больше стенда „Сколково“, и десятки компаний на них. Плюс большая PR-поддержка от агентств и прессы каждой страны. Так что как поддерживать понятно, придумывать даже ничего не надо, все уже придумано. Надо только делать хотя бы как другие».

Версия для печати