Одной из фокусных тем прошедшего в конце апреля IХ Международного форума «Интеллектуальная собственность — XXI век» стали проблемы и задачи межведомственного документооборота и электронного взаимодействия в части регистрации патентных прав, учета научных исследований и решения спорных вопросов.

«При оказании госуслуг перед Роспатентом стоит серьезная задача — к 2018 г. довести долю заявок в электронном до 80%», — заявила Любовь Кирий, заместитель руководителя Федеральной службы по интеллектуальной собственности. Она сообщила, что в сравнении с 2014 г. доля поданных в электронном виде заявок удвоилась, что связано с популяризацией электронных сервисов и совершенствованием информационных систем. «Мы предлагаем ввести 20%-ную льготу на пошлину в том случае, если заявка направлена в электронном виде», — добавила она.

«В настоящее время мы с Роспатентом работаем над общей информационной системой, которая позволит совместить базы Роспатента и Суда по интеллектуальным правам. Это позволит отслеживать итоги рассмотрения споров в отношении тех или иных базовых патентов и зарегистрированных объектов интеллектуальной собственности, а также осуществлять оперативный поиск информации о зарегистрированных в реестре Роспатента объектах. А также наладить электронный обмен документами в рамках межведомственного документооборота, чтобы сократить бумажную переписку», — поделилась Людмила Новоселова, председатель Суда по интеллектуальным правам.

В 2015 г. законодательной и исполнительной властью был предпринято ряд мер, оказавших позитивное влияние на развитие и защиту интеллектуальной собственности. Это и «антипиратские» нормы, изменившие порядок досудебного урегулирования споров между правообладателями и владельцами сайтов, и федеральные стандарты оценки интеллектуальной собственности.

«Наше законодательство в области защиты интеллектуальной собственности соответствует мировым стандартам. Проблема в том, что вновь принятые нормы пока не стали практикой. Поэтому министерство ищет способы изменения текущего положения дел и удобные механизмы взаимодействия всех сторон, — рассказал заместитель директора департамента науки и технологий Министерства образования и науки РФ Сергей Матвеев. — Науку надо вернуть к диалогу с бизнесом, а управление правами необходимо сделать максимально необременительным. Наша сегодняшняя проблема не в законодательстве, а в отсутствии хороших цифровых сервисов. Это и есть перспективное направление нашей деятельности».

По его словам, три года назад министерство предложило создать единую государственной системы учета результатов НИОКР. В 2013 году появилось постановление правительства, в котором вменялось в обязанность всем получателям бюджетных средств, выделенных на исследования и разработки, учитывать полученный результат в системе. В 2014 г. постановление было скорректировано и уже обязало учитывать в системе все, что делается в счет госзаданий научными образовательными организациями. А в 2015 г. после изменения федерального закона о науке — учитывать все, что сделано за счет денег научных фондов. «На сегодняшний день все сделанное за счет госбюджета собрано в единой БД. Именно в ней мы видим способ постепенного раскручивания и формирования рынка», — заявил г-н Матвеев.

Он пояснил, что данный ресурс представляет собой открытую доступную поисковую систему по всем НИОКР, сделанным в РФ. «На наш взгляд, удалось создать востребованный механизм. Кроме ученых, авторов, научных организаций им пользуются предприниматели, крупные госкорпорации, институты развития и общество в целом», — отметил г-н Матвеев.

В числе инструментов системы он отметил возможность предоставления правообладателями своих разработок бизнесу в виде «открытых» лицензий и сервис создания лицензионного договора. Кроме того, стартовал сервис формирования заявок в Роспатент. «Эти услуги заработали с сентября прошлого года», — уточнил г-н Матвеев.

Версия для печати