«Кодовое слово?» — cпросил охранник. «Умный город Москва!» — ответила журналистка, и ее пропустили в здание. Слово было прислано по е-mail. Не очень автоматизировано, зато просто и понятно был организован вход на мероприятие нового формата. Это была встреча публики (судя по всему — деловой и компьютерной прессы, руководителей ИТ-компаний, и возможно каких-то еще москвичей) с руководством Департамента информационных технологий Москвы.

По словам руководителя ДИТ Артема Ермолаева, главная цель мероприятия — получение обратной связи от пользователей электронных продуктов и сервисов правительства Москвы. Основное время было отведено не на общение, а на рассказ Артема Ермолаева и его подчиненных, курирующих отдельные направления автоматизации в городе, о достигнутых успехах. Затем и общение действительно состоялось, и вопросы действительно задавались онлайн. Конечно, для серьезного анализа проблем и налаживания обратной связи такого краткого и фрагментарного общения недостаточно, но в ДИТ это понимают и говорят, что готовы к ежедневному взаимодействию. Всего к команде Артема Ермолаева поступило более 150 вопросов. Ответы на те, которые остались за пределами встречи, будут опубликованы на странице мероприятия. В завершении Артем Ермолаев попросил москвичей оставить свое мнение о мероприятии и обещал, что встречи в режиме открытого диалога станут регулярными.

Как пиар-акция мероприятие было организовано прекрасно. Артем Ермолаев и руководители проектов по связи, электронному образованию, ЖКХ, здравоохранению и государственным услугам рассказали, что было сделано в 2016 г. «Город изменился. У москвичей появились возможности, которых нет у жителей других городов мира. С помощью информационных технологий мы сделали процесс управления городом прозрачнее, а реакцию чиновников на обращения граждан — оперативнее, — отметил глава департамента. — Да, мы совершаем ошибки, но я благодарен своей команде за тот прорыв, который был сделан за последние пять лет. Сегодня задача — перейти от количественных показателей к качественным».

Мы часто пишем, что ИТ — это только инструмент, и все зависит от того, в чьих он руках и какой голове подчиняется. И слушая о работе ДИТ, действительно очень масштабной, поневоле думаешь: «Молодцы! Столько возможностей создали». Но не в силах айтишников заставить чиновника отвечать на запросы по сути, а не плодить отписки. Даже электронная карта пациента сама по себе не заставит врача лечить лучше, чем он может, хотя может в этом деле помочь. И так далее — по всему фронту. Однако сам факт, что инструменты есть, их много и они современные, — уже большой шаг вперед.

Прозвучало много цифровых показателей. На конец 2016 г. 5,8 млн. граждан и 14 тыс. юрлиц использовали 160 городских услуг и сервисов. В мае 2012 г., когда команда Артема Ермолаева только начала работу, 2% горожан пользовались электронными городскими услугами. В декабре 2016-го их было 61,3%.

Артем Ермолаев говорит, что, расставляя приоритеты автоматизации, ДИТ руководствуется в первую очередь масштабом проблемы: надо в первую очередь заниматься тем, чем пользуются множество людей, теми сервисами, которые нужны массово.

За 2016 г. к электронным дневникам было 104 млн. обращений, к приему показаний учета воды — 32,5 млн., проверка и оплата штрафов ГИБДД — 13,5 млн. В электронном виде с начала года было проведено около 3 млн. платежей на сумму 9,3 млрд. руб. Учитывая, какой берется процент за оплату, хочется думать, что ИТ-системы города окупаются довольно быстро.

Москвичам уже доступна не очевидная ранее услуга: можно попросить сохранить записи видеокамер на срок более пяти стандартных дней, чтобы к ним могли затем обратиться сотрудники полиции. Больше всего камер сейчас установлено в подъездах: почти 100 тыс.

Показательная статистика по штрафам ГИБДД: оплачено 100 тыс., обжаловано 35,6 тыс. То есть практически каждый третий штраф — ошибочный или таким его считает водитель. Но это не к ДИТ вопрос... Камеры на дорогах — это зона ответственности ГИБДД.

Многое сделано в ЖКХ, и нас ждет полностью автоматическая подача данных со счетчиков. Здравоохранение тоже стремительно автоматизируют. Один из ближайших проектов даст возможность врачу скорой заранее посмотреть электронную карту пациента, понять, какие с ним могут быть проблемы, узнать, какие лекарства он принимает. Это знание может быть жизненно важным.

Большие сдвиги в образовании, в частности, развивается общегородская платформа электронных образовательным материалов. Уже около половины уроков по всем общеобразовательным предметам с 5 по 11 классы обеспечены сценариями в этой платформе. Это как раз один из шагов к тому, чтобы ИТ-инструменты не просто контролировали процессы, а поднимали качество работы, в данном случае — учителей. Нельзя в каждый класс прислать учителя высшего уровня, новатора или просто очень опытного. Но можно попросить его сделать сценарии своих уроков, и менее опытные коллеги смогут их использовать. Знание будет тиражироваться. Во всяком случае, для этого есть инструмент.

Артем Ермолаев подчеркивает, что проекты автоматизации прямо связаны с KPI отдельных ведомств и их сотрудников. Освободить от рутинной работы, дать больше времени на основную деятельность: лечить, учить, ремонтировать, искать управленческие решения — таковы цели автоматизации.

А небольшие неприятности вроде неудачного интерфейса mos.ru относительно легко поправимы: Артем Ермолаев сообщил, что команду разработчиков интерфейса уже сменили, и есть надежда, что скоро портал станет значительно удобней. Будем надеяться, что не только сам портал, но и все, что за ним.