Очевидно, управление государством, как и управление бизнесом либо любой другой сферой деятельности, невозможно без сбора и аналитической обработки информации. Также понятно, что качество принимаемых управленческих решений непосредственно зависит от возможностей применяемого при этом инструментария. Но вот чем конкретно оперируют федеральные (ФОИВ) и региональные (РОИВ) органы власти РФ, до недавних пор было известно только руководителям и аналитикам этих ведомств, да и то в основном относительно своих организаций. Разобраться в том, чем конкретно пользуются ФОИВ и РОИВ, собирая и анализируя информацию с целью ее дальнейшего применения при подготовке управленческих решений, задались целью в Аналитическом центре при Правительстве Российской Федерации. Для этого эксперты в сентябре 2017 г. опросили 707 органов исполнительной власти — 49 ФОИВ и 658 РОИВ из 77 субъектов РФ. Этот масштабный проект состоялся в рамках ежегодного конкурса «Лучшие информационно-аналитические инструменты». Разосланные электронные анкеты включали два блока вопросов: об использовании информационно-аналитических инструментов (ИАИ) в органах власти и об оценке результатов Конкурса 2016 года. Анализ полученных ответов позволил экспертам Аналитического центра получить обобщенную картину использования ИАИ в федеральных и региональных органах государственной власти в трех разрезах: в целом, по ФОИВ и по РОИВ.

Подробные результаты опроса впервые будут представлены на итоговом мероприятии конкурса «Лучшие информационно-аналитические инструменты 2017» — конференции «Информационно-аналитические инструменты в государственном управлении».

Как широко применяются ИАИ

Каковы же основные выводы из проведенного исследования?

Наверное, главный — ИАИ реально применяются для поддержки принятия управленческих решений в подавляющем большинстве органов государственной власти. Не вызывает удивления тот факт, что на федеральном уровне процент использования ИАИ выше, чем на региональном. Однако 17,2% и 8,2% опрошенных РОИВ и ФОИВ, соответственно, до сих пор такие инструменты вообще не использует.

Каков уровень применяемых ИАИ

Другой показательный результат исследования — уровень применяемых ИАИ. Как выяснилось, наиболее распространенными ИТ-инструментами, которые используются для поддержки принятия управленческих решений в органах государственной власти, в настоящее время являются стандартные средства офисных приложений (MS Excel и аналогичные электронные таблицы). Об этом сообщили представители 79,9% органов власти в целом. При этом никаких других аналитических инструментов для принятия управленческих решений, кроме стандартных средств офисных приложений, не используют 28,6% опрошенных ФОИВ и почти половина (45,4%) РОИВ.

Что собой представляют применяемые ИАИ

Если посмотреть, чем же помимо стандартных офисных пакетов в качестве ИАИ вооружены органы власти, то оказывается, что более чем в половине ФОИВ (51%) и в 18,4% РОИВ используются «самописные» решения, не базирующиеся на известных промышленных аналитических платформах. Тем не менее, такие платформы находят реальное применение — инструменты на основе промышленных аналитических платформ иностранных производителей, таких как SAP, SAS, Qlik, Microsoft, IBM, Oracle, Tableau и др., развернуты в более четверти (26,5%) ФОИВ и 17,9% РОИВ. Популярность платформ отечественных разработчиков («Прогноз», Visiology, BaseGroup Labs (Deductor) и др.) несколько ниже: ИАИ на их основе обнаружились в 16,3% ФОИВ и 14,7% РОИВ.

Кто пользователи ИАИ

Опрос показал, что ИАИ востребованы среди различных категорий пользователей. В первую очередь это руководители, т. е. лица, принимающие решения (об этом сообщили 61,7% органов государственной власти в целом). На федеральном уровне доля руководителей, использующих ИАИ для принятия решений, еще выше — 69,4%. В более чем половине органов власти с ИАИ работают как аналитики, так и другие специалисты. В 40,8% ФОИВ и 28,1% РОИВ, участвовавших в опросе, ИАИ применяются всеми перечисленными выше категориями пользователей.

Какие задачи решаются с помощью ИАИ

Спектр задач, решаемых с помощью ИАИ, весьма разнообразен. В основном органы государственной власти используют эти инструменты для автоматизации процессов, связанных с формированием отчетов (79,6%), мониторинга различного рода процессов и показателей (63,2%) и планирования (62,9%). Гораздо в меньшей степени ИАИ применяются как средство прогнозной аналитики — для оценки последствий реализации принимаемых управленческих решений (34,7% — ФОИВ и 45,6% — РОИВ). Еще реже — лишь в 8,2% ФОИВ и 11,7% РОИВ — для моделирования сценариев.

Насколько органы власти удовлетворены статусом-кво

Опрос показал, что 59,5% органов государственной власти в целом считают, что функциональных возможностей комплекса имеющихся в их распоряжении ИАИ достаточно для эффективного осуществления ими своей деятельности. Доля таких ФОИВ составила 61,2%, РОИВ — 59,4%.

В связи с приведенными выше результатами исследования Аналитического центра возникает закономерный вопрос — можно ли считать обнаруженный уровень распространения, качества и целевого применения ИАИ соответствующим современным задачам цифровой трансформации госуправления, сформулированным в принятой нынешним летом госпрограмме «Цифровая экономика Российской Федерации»? Несмотря на то, что ИАИ не используют «лишь» 16,5% РОИВ и 8,2% ФОИВ и более половины органов власти удовлетворены имеющимися в их распоряжении ИАИ (даже если в качестве таковых выступают Excel и аналоги), картина выглядит не столь уж оптимистичной. Цифровизация экономики предполагает качественно новый уровень работы с данными, включая аналитику, и органам власти необходимо осваивать современный аналитический инструментарий, иначе ни о какой цифровой трансформации госуправления говорить не приходится. И здесь немалую помощь может оказать проводимый Аналитическим центром уже второй год подряд Конкурс, позволяющий увидеть и примерить на себя как совсем новые, так и уже апробированные ИАИ.

Как сообщил заместитель начальника Управления информационных технологий Аналитического центра Анатолий Карпенко, информирование госучреждений и других заинтересованных структур о Конкурсе осуществляется по нескольким каналам: через сайт Конкурса, в ходе многочисленных экспертных мероприятий по ИТ-тематике, проводимых в рамках Конкурса и транслируемых в том числе в Интернете, на ресурсах информационных партнеров. «Мы также рассылаем во все ФОИВ и в субъекты РФ специализированный сборник-доклад, содержащий информацию о результатах Конкурса и краткое описание назначения, функциональных возможностей и конкурентных преимуществ всех представленных на конкурс ИАИ, включая рекомендации по областям и сферам их применения», — рассказал он.

Согласно опросу, номинации Конкурса 2016 года вызвали интерес у более чем 80% респондентов. Наиболее популярные: «Лучшее информационно-аналитическое решение для визуализации данных и принятия управленческих решений: АРМ руководителя» (41,0%) и «Лучшее информационно-аналитическое решение для контрольно-надзорной деятельности» (38,9%). Именно в этих двух номинациях суммарно было подано около ¾ всех конкурсных заявок. Опрос также выявил высокий интерес среди ФОИВ к номинации «Лучшее информационно-аналитическое решение для обработки неструктурированных данных» (55,1%).

В целом же ИАИ, представленные на Конкурс в 2016 г., вызвали интерес у 61,5% респондентов. На федеральном уровне значение данного показателя выше и составляет 71,4%. ФОИВ заинтересовали 37 (75,5%) из 49 конкурсных ИАИ. На региональном уровне все конкурсные решения были отмечены как интересные. Более того, 60,8% РОИВ выразили заинтересованность в конкретных инструментах.

В заключение отметим, что участники опроса рекомендовали продолжить проведение Конкурса, усилить его информационную поддержку и популяризацию, расширить состав номинаций в контексте реализации программы «Цифровая экономика Российской Федерации» и при оценке конкурсных решений делать акцент на их практическую апробацию.