Тема импортозамещения на российском ИКТ-рынке находится в фокусе внимания государства с 2014 г. Над этой программой работают регуляторы, на нее уповают отечественные производители. Но в области телекоммуникационного оборудования особых сдвигов не наблюдается. Для определения причин и поиска путей решения проблем Аналитический центр при Правительстве РФ провел круглый стол «Импортозамещение в инфраструктуре сетей связи и центрах обработки данных», в котором приняли участие Минкомсвязи, Минпромторг, Минэкономразвития, российские компании-производители и операторы связи.

Ситуация на рынке

В госпрограмме «Цифровая экономика» развитие ИТ и связи получило приоритет, а также значительное финансирование. «Всего будет потрачено из бюджета 1 трлн. 80 млрд. руб. , причем в 2019 г. — 408 млрд. руб., из которых более 40% предназначено для создания инфраструктуры связи», — рассказал Владимир Месропян, руководитель Проектного офиса по реализации национальной программы «Цифровая экономика» Аналитического центра.

Но и цели ставятся масштабные. По словам Дмитрия Никитина, и. о. директора департамента развития высоких технологий Минкомсвязи, в программе указана задача, согласно которой к 2024-му доля отечественной продукции среди вновь закупаемого телеком-оборудования для органов государственной власти должна составить 90%, а для компаний с госучастием — 70%.

А между тем Григорий Микрюков, начальник управления отраслей экономики Аналитического центра, привел оценку, по которой в 2018-м доля российских производителей на нашем телеком-рынке не превысила 8%, а оставшиеся 92% занимают иностранные компании. Среди них на китайских производителей (Huawei, ZTE и др.) пришлось 90%, а на западных (Juniper, Cisco, Nokia) — 10%.

При этом российский телекоммуникационный рынок растет, но вместе с ним растет и импорт. В 2017-м рост импорта по различным группам оборудования составил 10-50%.

Илья Массух, директор Центра компетенций по импортозамещению в сфере ИКТ, признал, что тема импортозамещения оборудования традиционно является тяжелой: «С ПО все нормализовали, включая процессы и критерии по которым ПО считается российским, а с оборудованием ситуация непростая».

Несмотря на то, что есть реестр телекоммуникационного оборудования российского происхождения (ТОРП), различные распоряжения, приказы министерств и федеральные законы, эти компоненты обычно используются в отрыве друг от друга. А между в программе «Цифровая экономика» ставится задача выпускать конкурентоспособную продукцию с тем, чтобы увеличить долю на международном рынке телеком-оборудования с менее 1% до 5%. «Но без домашнего рынка никаких глобальных компаний создать невозможно. По этому пути шли в США и Китае, — сказал Илья Массух. — С 2011 г., когда начали создавать ТОРП, прошло семь лет, и по идее все уже должно расцвести, и оборудование, и меры поддержки в конкурентной борьбе с зарубежными аналогами. Однако этого не наблюдается».

Действия регуляторов

Дмитрий Никитин считает, что одна из проблем с импортозамещением в телекоме связана с отсутствием единого подхода к тому, какое оборудование считать российским: «Есть ТОРП, в котором применяются критерии, сформулированные Минпромторгом вместе с Минэкономразвития, есть инструмент Торгово-промышленной палаты и имеется критерий, который применяется при закупках для нужд обороны. Это не позволяет создать единый набор требований к телеком-оборудованию и единые условия игры для всех участников рынка».

Поэтому Минкомсвязи поставило себе задачу сформулировать для оборудования примерно такие же требования, которые сейчас применяются для отечественного ПО, а именно — единый реестр, единый механизм, не имеющий каких-либо исключений, и единый источник определения соответствия оборудования этим требованиям.

По словам Дмитрия Никитина, такое предложение было более месяца назад внесено в правительство, поддержано им и сейчас находится на рассмотрении Администрации Президента.

В качестве второго инструмента стимулирования импортозамещения планируется пересмотр критериев, которые используются для отнесения оборудования к отечественному, так как есть избыточные требования и, наоборот, недооцененные.

Дмитрий Никитин также отметил, что в основном закупка телеком-оборудования осуществляется не госструктурами и органами власти, а госкомпаниями: «Чтобы эти закупки носили более системный характер, мы вместе с Минэкономразвития и Минпромторгом готовим директивы, которые позволят придать дополнительный стимул госкомпаниям, чтобы они при прочих равных делали выбор в пользу отечественного оборудования».

В Минпромторге тоже считают, что реестр ТОРП и критерии признания оборудования отечественным устарели, и сейчас занимаются их пересмотром. Кроме того реализуются меры финансовой поддержки, а в рамках программы по развитию радиоэлектроники планируется проект по развитию телеком-оборудования.

Так, по словам Юрия Плясунова, заместителя директора департамента радиоэлектронной промышленности Минпромторга, при государственной поддержке в 2018 г. на рынок выходит продукция по 50 проектам, 36 из которых — перспективное телеком-оборудование и вычислительная техника, и еще более 30 проектов выйдут на рынок в следующем году.

В Минэкономразвития также занимаются вопросом организации госзакупок. «На площадке Евразийской экономической комиссии разрабатываются единые правила для госзакупок для всех пять стран, и когда эти правила будут приняты, национальные акты утратят свое значение», — сказал Сергей Сокольников, начальник отдела льгот и преференций Минэкономразвития, и добавил, что, кроме того, обсуждается вопрос таможенных пошлин, причем идея состоит в том, чтобы не повышать ставки пошлин на готовую продукцию, а, наоборот, снижать их на комплектующие, используемые при производстве оборудования.

Мнения производителей

Представители отечественных производителей телеком-оборудования поделились опытом и указали на барьеры, из-за которых даже в условиях санкций в нашей стране недостаточно активно используются возможности внутреннего рынка.

Например, компания «НТЦ Протей», выпускающая полностью российское оборудование, не смогла пройти процедуру включения в реестр ТОРП. По словам Антона Пинчука, технического директора «НТЦ Протей», критерии ТОРП устарели, их надо менять и не только: «Нужно сменить акцент процедуры с производства на разработку и повысить статус таких позиций, как создание ПО и микрокода, использование отечественной компонентной базы, потому что доля производства в этих продуктах небольшая, и именно разработка позволит не только насытить внутренний рынок, но и завоевать место на глобальном рынке».

Юрий Анисимов, директор по контролю качества компании «АГАТ-РТ», указал на то, что даже наличие статуса ТОРП не дает должного эффекта: «Практически все крупные госзаказчики спокойно закупают импортное оборудование, потому что неизвестно, в каких ситуациях они не должны это делать».

Он отметил, что хотя после 2010-го благодаря поддержке государства у отечественного оборудования появилось 15%-ное преимущество в тендерах, заказчики его легко обходят, применяя техзадания, адаптированные под иностранного поставщика, а производители из Китая легко преодолевают 15%-ный барьер, так как могут снижать цену до 70% ради участия в создании инфраструктуры для стратегических заказчиков.

Кроме того, многие крупные зарубежные поставщики открывают в России свое производство и тем самым обходят барьеры. «Но это стратегически невыгодно для страны, так как добавленная стоимость и компетенции остаются за рубежом, а производство микроэлектроники лишается внутреннего спроса», — считает Юрий Анисимов.

Он указал и на другие препятствия. Так, нынешняя система налогообложения подавляет развитие, высокая неопределенность будущего спроса на ТОРП в госзакупках и отсутствие информации о перспективах развития отрасли микроэлектроники затрудняют планирование и инвестиции в развитие.

В качестве мер для решения этих проблем Юрий Анисимов предложил ввести льготы по налогообложению для производителей, включенных в реестр ТОРП, увеличить для них преференции в тендерах, повысить пошлины на иностранное оборудование, для которого существуют отечественные аналоги, и системно решить вопрос с искусственным выставлением госзаказчиками тендерных условий, ограничивающих участие отечественного оборудования.

Владимир Трещиков, генеральный директор компании «Т8», считает, что в России могут делать качественное и дешевое оборудование, но весь вопрос в рынках: «И это — главное, за что должен бороться ТОРП и за что он не борется. На Западе и в Китае активно пытаются защитить свои рынки, а у нас ситуация противоположная. Меры по защите отсутствуют».

По его мнению, прежде всего нужно решить вопрос с критериями: «Сейчас есть три критерия: первый — ТОРП, второй от Ростелекома и третий по софту от Минкомсвязи. Нам надо бы взять из них самое лучшее и сделать компиляцию».

Но одних критериев недостаточно. Чтобы повысить на российском рынке долю отечественного телеком-оборудования с нынешних 6-8% до хотя бы 20-30%, он предлагает вводить квоту порядка 20-30% для компаний с госучастием: «За рубежом делают то же самое, так как без квоты нет импортозамещения. Как быть с ВТО? ВТО все нарушают».

Владимир Трещиков считает, что первый шаг на пути к импортозамещению был сделан четыре года назад, когда американское оборудование стало заменяться китайским: «Хорошо бы теперь сделать следующий шаг и перейти на российское. Это возможно, но сложно, так как невыгодно операторам».

Дело в том, что мешают системные проблемы. Первая из них связана с тем, что иностранные производители дают кредиты. Следовало бы использовать этот опыт для российских поставщиков.

Кроме того, есть смысл применить в телекоме опыт нашего автопрома по программе утилизации устаревшего оборудования. И, наконец, пригодится подход, который Владимир Трещиков назвал «железо под софт»: «Раньше позиция Минкомсвязи заключалась в том, что софт должен быть отечественным, а „железо“ может быть импортное, но сейчас эта позиция изменилась. Если все те меры, которые раньше применялись к софту, теперь будут применяться к „железу“, это будет колоссальный прорыв».

Позиция операторов

Для российских операторов главным инструментом является закон о закупках, подчеркнул Эльдар Гайфтдинов, старший эксперт офиса локализации инфраструктуры и импортозамещения «Ростелекома»: «Мы руководствуемся 223- ФЗ и на сегодняшний день не имеем права выставлять российским компаниям какие-либо преференции на торгах или вводить ограничения, так как иначе нарушим закон о защите конкуренции. Поэтому если мы хотим увеличить спрос на отечественное оборудование, нужно ввести в этот закон ссылки на ТОРП или другие документы, регулирующие российское происхождение оборудования».

Он также полагает, что есть смысл повысить нашим производителя преимущество в тендерах с 15 до 25%, потому что большинство российских компаний проигрывают в цене больше, чем на 15%. Это может стать стимулом для развития.

Кроме того, стимулом могут стать государственные проекты, такие как «Цифровое неравенство», «Цифровая экономика» и т. д. «Надо выстроить требования для федеральных и национальных программ так, чтобы там применялось оборудование и ПО российского происхождения», — считает Эльдар Гайфтдинов.

«Вымпелком» тоже не различает отечественное и импортное. «Главный критерий — экономическая целесообразность. Нам важно, чтобы уменьшалась валютная составляющая оборудования», — сказал Александр Балюк, руководитель компании по внедрению новых технологий.

Он обратил внимание на то, что для заказчика большое значение имеют процессы логистики, поддержки ПО, ремонта и замены «железа». Российским поставщикам надо поработать над поддерживающими процессами, потому что произвести и продать оборудование недостаточно, его еще надо поддерживать, развивать, организовывать логистику, выполнять ремонт и т. д.

Кроме того, Александр Балюк отметил, что идет мощная волна виртуализации сетевых функций, когда в унифицированном железе используется софт, который реализует сетевые функции: «Здесь у российских производителей широкое поле деятельности, потому что наши разработчики самые лучшие и дешевые».

Владимир Месропян согласился с тем, что заказчикам выгодно и удобно покупать у одного поставщика и оборудование, и сервисы: «Но наш рынок еще не созрел, чтобы предложить такие удобные финансовые и сервисные инструменты, и это не вина рынка».

По его мнению, это вопрос к государству, так как именно оно должно создать такие условия, чтобы наши поставщики могли сделать комплексное предложение и по линейке оборудования, и по сервису, и по финансовым инструментам. «Это большая проблема, и ее необходимо решать», — уверен Владимир Месропян.

Подводя итог дискуссии, он выделил основные причины, затрудняющие процесс импортозамещения в телекоме: «Меры поддержки отечественного оборудования сейчас представляют собой несистемный набор мер со стороны разных ведомств. Кроме того, следует признать, что нет ответственного. Задача разделена между несколькими ведомствами, но никто не отвечает за результат».