Управленческие решения Татарстана строятся на системе взаимоувязанных индикаторов

Елена Монахова    

     Когда бедность становится образом жизни - это очень опасное состояние....     

Центр экономических и социальных исследований республики Татарстан (ЦЭСИ) был создан при Кабинете министров РТ в 1993 г. как организация, обеспечивающая аналитическую поддержку принятия решений в области экономической политики республики, получившей некоторый суверенитет. Сегодня в нем работает около 100 сотрудников, примерно половина из них- высокопрофессиональные аналитики. Во время посещения Казани мне довелось побеседовать с директором ЦЭСИ Алевтиной Николаевной Кудрявцевой и начальником отдела, отвечающего за промышленный сектор, Раилем Рифовичем Фатхуллиным. Наша беседа касалась двух основных вопросов: на какой базе строится управление таким сложным и многосвязным объектом, как республика, и как Татарстан формирует политику в отношении своих промышленных предприятий.

PC Week: В чем проявляется системный подход к управлению экономикой Татарстана?

Алевтина Кудрявцева: Прежде всего экономика республики была описана как объект управления в системе управления экономикой. Только после этого стало возможным подойти к решению проблем управления экономикой системно.

Система индикативного управления (СИУ) поэтапно вводится с 1997 г. Приняты решения правительства, обязывающие вводить в системы управления предприятиями международные стандарты управления. Определены индикаторы оценки деятельности хозяйствующих субъектов и регионов республики. Только что завершилась работа по маржинальному анализу деятельности более 400 предприятий республики. Отработана необходимая методологическая база. Республика вплотную подступила к созданию системы аудита производственно-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов.

При этом очень важно отметить, что до введения этой системы еще в 1993 г. была начата и в течение двух последующих лет завершена работа по созданию системы адресной социальной защиты. Были приняты законы, увязывающие размер минимальной заработной платы и доходов населения со стоимостной величиной прожиточного минимума как части системы потребительских бюджетов, которая наблюдается в еженедельном регламенте по 11 демографическим группам населения. (Сейчас наша “минималка”- 350 рублей. Это не формальный технический норматив, используемый для расчета штрафов, и в этом ее кардинальное отличие от российской “минималки”.)

Таким образом была создана нормативная база, на основании которой уже в 1997 г. была завершена очень важная работа по созданию системы стандартов и норм, использованных для расчета бюджетной потребности всех отраслей и видов деятельности, финансируемых из бюджета. Другими словами, республика перешла на нормативный принцип формирования бюджета, и бюджет 1998 г. был сформирован уже по этой системе. Кстати, стандарты и нормы инвариантны к условиям применения их для тех же целей в субъектах Федерации. В свою очередь применение их в масштабах Федерации позволило бы решить проблемы бюджетного федерализма.

PC Week: Что лежит в основе вашей системы потребительских бюджетов?

А. К.: Достаточно простые вещи. В момент, когда Татарстану нужно было переходить от социалистической экономики к рыночной (да еще в условиях вновь приобретенного суверенитета), без концепции, без социальной “подушки” продвигаться было невозможно. Была разработана система потребительских бюджетов (СПБ), которая позволяет разделить все население на несколько категорий в соответствии с официальным доходом на члена семьи- “нищие” (доход в пересчете на каждого члена семьи ниже прожиточного минимума), “бедные” (доход до стоимостной величины минимального потребительского бюджета, МБП), “обеспеченные” (между МБП и рациональным бюджетом), “состоятельные” (выше рационального бюджета) и “богатые” (выше высокого бюджета). На основе реальных цифр (уровень жизни считается еженедельно) СПБ позволяет оценить, как отразится то или иное решение, скажем, в налоговой политике на перечисленных социальных группах, какие действия потребуются от правительства республики, чтобы защитить самые чувствительные слои населения.

PC Week: Где же взять деньги на эту социальную “подушку”?

А. К.: А нигде их брать и не надо. Если система построена правильно, она сама все сбалансирует. Могу пояснить, как это реально работает.

Что “закрывает” прожиточный минимум (ПМ)? Питание, проезд на общественном транспорте, оплату жилищно-коммунальных услуг, медикаменты, бытовые услуги, налоги. Этот уровень защищен в республике государственной гарантией в виде минимального размера оплаты труда, компенсационных выплат отдельным категориям граждан и т. д. Если стоимость какой-то из составляющих прожиточного минимума возрастет, то правительство обязано увеличить минимальную заработную плату и компенсировать ухудшившееся состояние тех, кто оказался ниже этой черты. И можно утверждать, что нищеты в республике нет (маргиналов, разумеется, считать не будем).

Почему-то всем кажется, что государство при этом страдает. Наоборот, оно выигрывает! Допустим, выросли цены на коммунальные платежи на 50 руб. У вас, к примеру, зарплата 1000 руб., а у меня- 350 руб. Вам государство ничего не добавит, а для меня увеличится на 50 рублей заработная плата, чтобы удержать ее на уровне установленного ПМ. Теперь посмотрим, какова будет картина в масштабе всей республики. Группа малообеспеченных в РТ составляет не более 19%. Следовательно, скомпенсировав им увеличение цен на коммунальные платежи за счет средств, полученных с остальных 81% жителей, Татарстан не только обнулит свои затраты, но и получит существенную прибыль. Берусь утверждать, что в условиях существования дотационных отраслей повышение минимального размера оплаты труда приносит прямую выгоду любому государству при любой экономике. Конечно, уровень жизни населения в республике и сегодня невысокий, но ведь в других регионах и этого нет!

Что делать с промышленностью?

Исторически сложилось, что в Татарстане после войны сконцентрировалось большое количество оборонных предприятий (всего в РТ сегодня зарегистрировано более 40 тыс. хозяйствующих субъектов). Как их преобразовывать в новых условиях, да и надо ли? В 1991 г. правительство РТ задалось вопросом- а сколько и каких промышленных предприятий вообще нужно республике? Найти обоснованный ответ на этот вопрос удалось не сразу.

А. К.: В 1996 г. была разработана государственная программа экономического и социального развития, в которой и были определены основные принципы промышленной политики. Слова про конкурентоспособность все знали уже в 1991 г. Но в тот момент надежды у всех директоров предприятий были самые радужные- пусть только государство обеспечит финансовую поддержку в течение некоторого времени, и мы плавно перетечем в рынок. Бизнес-планы формально все быстро научились составлять, но когда их почитаешь- сплошные “сказки венского леса”.

Оказалось, что ответить даже на простые вопросы, связанные с производством, не так просто. Например, рост производства- это хорошо или плохо? Смотря как оценивать (кому, скажем, нужна произведенная с размахом неликвидная продукция?). На тот момент государство не располагало системой индикаторов для комплексной оценки деятельности каждого конкретного руководителя, каждого предприятия (мы ее вводим только в этом году). А без нее не примешь осмысленного решения. Только что завершен анализ деятельности более 400 предприятий республики, в результате чего были отработаны основные элементы системы индикативного управления, сформулированы и предложены действия, обеспечивающие безубыточную деятельность тех предприятий, которые еще “живы”, и тех, что и сейчас самодостаточны.

Категория предприятия

Характеристика предприятия

Действия, свойственные этому этапу реформирования

Предприятие уровня 0

Хозяйствующий субъект, выручки от продажи товаров которого хватает на воспроизводство, а денежной составляющей выручки - на выплату зарплаты и налогов

Решения, лежащие на поверхности: аудит и меры для сокращения затрат, создание нового конкурентоспособного продукта, перестройка производства под него. Управленческий учет предприятия должен обеспечить раздельное бюджетирование продуктов и бизнесов. Производственные планы строятся не только на основе оценок того, что "берут" покупатели, но и на основе того, что выгодно производить предприятию (ориентация на маржинальную прибыль).

Предприятие уровня 1

Хозяйствующий субъект, выручки от продажи товаров которого хватает на воспроизводство, денежной составляющей выручки - на выплату зарплаты и налогов, но при этом еще остается прибыль на вложенный капитал, равная, например, ставке рефинансирования ЦБ (пусть даже скрытая в виде "капитализации" для ухода от налогов)

На базе новых оценок и представлений проводится 1 первичная реструктуризация (сокращаются лишние 1 производства и запускаются новые бизнесы).

Предприятие уровня 2

Хозяйствующий субъект, выручки от продажи товаров которого хватает на расширенное воспроизводство (бартер не оказывает влияния на финансовые результаты), зарплата и налоги выплачиваются в полном объеме, а прибыль на вложенный капитал превышает ставку ГКО.

Экстенсивные факторы исчерпаны, требуется интегрированная система управления (обеспечивающая бюджетирование в полном объеме, расчет себестоимости по продуктам, цехам, бизнесам и регионам; выбор модели хозрасчета; интегрированный учет по всему предприятию). К концу этапа предприятие достигает уровня западных компаний конца 50-х годов.

Предприятие уровня 3

Хозяйствующий субъект, выручка от продажи товаров которого структурирована по стратегическим рынкам и территориям. Прибыль на вложенный капитал и позиции на рынке сравнимы с общемировыми (пусть не самыми передовыми) в данной отрасли.

Реструктуризация основного производства: внедрение методов управления проектами (project management), стратегического планирования; переход к сетевой логистике и т. п. Этот этап может быть пройден за 2-3 года, и к его окончанию предприятие достигает уровня западных предприятий 80-х годов.

Предприятие уровня 4

Хозяйствующий субъект, чьи методы усовершенствования процессов (бизнес-реинжиниринг) интегрированы в менеджмент, направленный на достижение лидерства в отрасли (или в своей области деятельности) в международном масштабе.

Переход к реинжинирингу, когда реструктуризация становится не временной программой, а образом жизни.

“Уход” государства из экономики до добра не доведет

Все мы помним, что поначалу переход к рыночным условиям воспринимался хозяйственниками весьма оптимистично: “Дайте еще немножко средств, и через год все будет замечательно”. Столь же воодушевленно смотрело на ситуацию и государство (как в России, так и в Татарстане)- настолько, что “ушло” из экономики, предоставив всем процессам идти “по воле рынка”. Надеялись, что в конце концов все само образуется и не сегодня завтра мы окажемся в обществе всеобщего благоденствия. Однако само собой ничего не рассосалось, да к тому же за это время государство потеряло рычаги управления экономикой. Были потрачены значительные инвестиционные ресурсы для поддержки предприятий, а результата не последовало. Почему?

А. К.: Главная проблема была вначале в отсутствии промышленной политики, а затем в удручающей неэффективности менеджмента на предприятиях. Были большие сложности с директорским корпусом- большинство руководителей продемонстрировали в новых условиях свою несостоятельность как управленцы, хотя все они были люди образованные, многие обучались и за рубежом, пользовались большим авторитетом в правительстве. Когда выяснилось, что ресурсов на поддержку госпредприятий осталось совсем мало, государство всерьез стало выяснять причины. В результате в республике и была введена система индикативного управления экономикой, в которой для предприятий определены девять индикаторов оценки их состояния:

- наличие защищенного бизнес-плана развития предприятия;

- наличие сертифицированной системы управления;

- платежеспособный спрос на продукцию предприятия;

- уровень средней заработной платы;

- величина задолженности по заработной плате;

- коэффициент текущей ликвидности;

- сальдо дебиторской и кредиторской задолженности, отнесенное к объему отгруженной продукции за месяц;

- доля денежной составляющей в объеме реализации;

- производительность труда (добавленная стоимость) на одного работающего.

Раиль Фатхуллин: Разработанная система в определенной степени способствовала возврату государства в экономику.

Когда присмотрелись к предприятиям внимательнее и проанализировали опыт реструктуризации предприятий по материалам российской прессы, через призму этих индикаторов, то удалось разбить их на несколько категорий и для каждой разработать рекомендации (см. таблицу). Теперь это позволяет осмысленно формулировать принципы промышленной политики.

Результаты исследования показали, что более 40% предприятий- убыточные, но не безнадежные: 90% из них могут быть после проведения известных действий стать по крайней мере безубыточными. Для тех, кто находится ниже уровня 0 (“иждивенцы”), требовались особые меры, политические решения, например: разделить их на бизнес-единицы уровня 0; перевести в разряд бюджетных; объявить банкротами или что-то иное.

Что сделало государство? Не вмешиваясь во внутреннюю политику предприятий, оно сформулировало требования (вплоть до директивных указаний), наметило шаги, которые обязаны сделать руководители промышленных объектов (провести анализ, санацию, реструктуризацию), чтобы не оказаться через некоторое время в банкротной яме. Все это в конечном счете должно позволить проводить непрерывный государственный аудит производственно-хозяйственной деятельности предприятий республики для осмысленного применения рыночных механизмов воздействия государственного регулирования на экономику по следующим уровням:

1. Анализ отраслевой структуры и региональной промышленной геополитики через макроэкономические механизмы регулирования: размещение предприятий, барьеры вхождения в рынок, размеры уставного капитала, ставки рефинансирования, сворачивание неперспективных и стимулирование новых перспективных отраслей и пр.

2. Рыночные механизмы регулирования внутри какой-либо отрасли: тарифная политика (амортизация, госмонополии), всевозможные льготы (продукты питания, детская номенклатура товаров) и пр.

3. Механизмы рыночного регулирования хозяйствующих субъектов: реструктуризация задолженности в бюджет, госинвестиции на конкурсной основе, доступ к участию в торгах на госзаказ, льготные кредиты на консалтинг, передача инфраструктуры органам местного самоуправления, стандарты сертификации управляющих, активизация государства как собственника и т. д.

Кроме того, в октябре 1996 г. было принято постановление Кабинета министров РТ “О совершенствовании системы управления промышленными предприятиями”, в котором отмечалось, что отныне в качестве республиканского стандарта управления промышленными предприятиями принята система мировых стандартов MRP II и ISO серии 9000. При этом функции консалтингового и научно-методического обеспечения по MRP II были возложены на АО ICL-КПО ВС, а по ISO 9000- на Государственный институт промышленности, бизнеса и приватизации. Все это подкреплялось программой по переподготовке, повышению квалификации и аттестации руководящих работников предприятий. (Забегая вперед- об этом будет отдельная публикация,- скажу, что в 1997 г. переподготовку и обучение в ICL-КПО ВС прошло более 120 человек.- Е. М.)

На индикаторы равняйсь!

Как работает индикативное управление? Ежегодно РТ заключает с предприятием контракт, в котором хозяйствующий субъект обязуется обеспечить показатели, укладывающиеся в некоторые коридоры значений, зафиксированные в контракте. По существу это целеуказания с конкретными цифрами.

Обычно такой контракт состоит из двух блоков:

Декларация о намерениях со стороны РТ (в нем обозначены некоторые государственные гарантии- указаны плановые цены на энергоносители, воду и т. д., примерные ставки налогов и пр.). Этот блок- общий для всех хозяйствующих субъектов.

Допустимый диапазон значений индикаторов для конкретного предприятия.

Может быть дополнительно заключено соглашение между предприятием и администрацией города или района, где оно расположено. Этот документ- попытка местной администрации сформулировать свои стимулы (например: “ваше предприятие будет освобождено от налога на имущество, если оно в текущем году внесет в региональный бюджет подоходного налога на сумму не меньше, чем...”) Таким образом, государство на любом уровне стремится повысить заинтересованность предприятия работать все лучше и лучше.

Аналогичная система индикаторов разработана и для оценки состояния регионов республики. В понятийном аппарате уже появились термины типа “район-банкрот”. Подсчитывается индекс социального благополучия (или неблагополучия) региона на основе нескольких показателей. Главный из них- уровень жизни, который подсчитывается по трем различным методикам. На основе полученных оценок делаются серьезные выводы- если состояние региона признается неудовлетворительным, то может последовать даже изменение административно-территориального деления республики.

Адрес электронной почты ЦЭСИ: info@csp.kazan.ru.

Версия для печати