НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
Государство и ИТ:

Блог

Как ИТ-головы будут взаимодействовать между собой?

В минувшую субботу (30 июня) Владимир Путин подписал одностраничный указ “Об Управлении Президента Российской Федерации по применению информационных технологий и развитию электронной демократии” . [spoiler]

Его суть в том, что руководителю Администрации Президента Российской Федерации (которым ныне является Сергей Иванов) в месячный срок необходимо представить на утверждение проект положения об Управлении Президента Российской Федерации по применению информационных технологий и развитию электронной демократии (оно будет образовано в составе Администрации президента) и утвердить структуру и штатное расписание данного Управления. Иными словами, определить права, обязанности и зарплаты сотрудников новой структуры.

Ну что на этот счет можно сказать? Есть такая поговорка: “Одна голова хорошо, а две -- лучше”. В то же время известно, что у любой армейской структуры (роты, полка, дивизии и так далее) всегда есть лишь один начальник (командир), а не два. Почему? Да просто потому, что в постоянно меняющихся условиях боя действовать надо быстро и решительно, а не тратить время на обсуждение извечных вопросов типа “Что делать?” и/или “Кто виноват?”

Можно также вспомнить высказывание одного очень известного политического деятеля: “Любая политика лучше политики колебаний”. Есть и другие высказывания подобного рода.

К чему я это говорю? А к тому, что большинство сегментов ИТ-рынка развивается не просто динамично, а очень динамично. Поэтому принимать судьбоносные решения надо не просто быстро, а очень быстро. Как в этих условиях будут оперативно взаимодействать  припрезидентское Управление и профильное Министерсво? И кто при этом будет играть роль “Верховного ИТ-главнокомандующего”, а кто – “Генерального ИТ-штаба”?

И какова при этом будет роль Совета по модернизации экономики и инновационному развитию России, образованного во второй половине июня вместо расформированной президентской Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России. Что вы думаете на этот счет?

Напомним, что ранее Владимир Путин назначил своим помощником экс-министра связи Игоря Щеголева.  А новым министром связи в мае этого года  стал Николай Никифоров, ранее два года работавший вице-премьером, министром информатизации и связи Татарстана.
Митин Владимир
Да нет здесь никакой знаковости!

Публикация “И понял Президент: ИТ — это нужная вещь!” не столько отвечает на вопросы, обозначенные в моей заметке, сколько описывает историю Минкомсвязи. С мнением Андрея Колесова я согласен лишь на 50%: в той части, где он говорит о том, что “Путин концентрирует власть в собственном аппарате, снижая при этом роль Председателя Правительства”.

Но чем на практике обернется снижение роли Правительства? Не получится ли так, что если информатизация страны пойдет не совсем так, как было задумано (или вообще совсем не так), то Министерство и Управление будут кивать друг на друга и найти виновника провала будет весьма затруднительно. А скорее всего – просто невозможно.

Что же касается утверждения о том, что В.В.П. только сейчас осознал важность и нужность ИТ, то оно, на мой взгляд, весьма спорно. Рискну предположить, что нынешний Президент роль ИТ в жизни государства осознавал и раньше. Только не очень на этот счет распространялся, так как были дела и поважнее. А сейчас просто в чьих-то интересах запущен процесс дублирования правительственных структур. Насколько это дублирование окажется полезным, покажет время.

И ещё. Смотрите: некоторое время назад была создана Комиссии при президенте РФ по вопросам стратегии развития топливно-энергетического комплекса (ТЭК) и экологической безопасности. И ведь при этом никому в голову не пришло сказать, что “И понял Президент: ТЭК – это нужная вещь”. Он и раньше это прекрасно понимал.

Одним словом, веру Андрея Колесова в то, что образование Управления Президента Российской Федерации по применению информационных технологий и развитию электронной демократии является знаковом событием для российской ИТ-отрасли и  отражает её выход на новый качественный уровень, я не разделяю. На мой взгляд, в данном случае он выдает желаемое за действительное.
 
Впрочем, эпоха дублирования правительственных структур в новейшей истории нашей страны уже была: одно время (до октября 1989 г.)  аппарат ЦК КПСС включал 20 отделов. Среди них были отделы внешней торговли, информации, культуры, лёгкой промышленности и товаров народного потребления, машиностроения, автомобильной промышленности, науки и учебных заведений, сельского хозяйства и пищевой промышленности, строительства, транспорта и связи, тяжёлой промышленности и энергетики, химической промышленности и т. д.

С октября 1989 г. такого рода отделов осталось десять (из перечисленных выше остались лишь Аграрный и Оборонный отделы), а осенью 1991 г. КПСС и её структуры были упразднены. А здание ЦК КПСС на Старой площади в итоге заняла Администрация Президента Российской Федерации.

Но, как говорили, классики диалектического материализма, любое развитие идет по спирали, но каждый виток этой спирали поднимается на новый, более высокий уровень.
А. Кудрин
В России нет четкого разделения полномочий президента, премьера и правительства в экономической сфере. Я думаю, это недостаток нашей политической и государственной системы управления.
Митин Владимир
Не исключено, что создание Управления Президента Российской Федерации по применению информационных технологий и развитию электронной демократии является одним из шагов по реализации Указа Президента РФ В. В. Путина "О долгосрочной государственной экономической политике РФ", согласно которому, как уже отмечалось, к 2020 г. в нашей стране необходимо создать и модернизировать 25 млн. высокопроизводительных рабочих мест.