НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
Государство и ИТ:

Блог

Ещё не поздно внести изменения в законопроект «Об образовании в Российской Федерации»

На прошлой неделе Госдуме в 1-м чтении был принят законопроект № 121965-6 «Об образовании в Российской Федерации» [spoiler]

Законопроект (его текст можно найти здесь) включает 116 статей и содержит 417 страниц. Одним словом, ну очень большой документ. Практически книга. Читать которую от корки до корки едва ли кто возьмется.



Интересно отметить, что 22 страницы этого законопроекта занимает статья 116 (“Признание утратившими силу отдельных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации”). В ней, среди прочего, предлагается признать утратившими силу Закон РСФСР от 2 августа 1974 года "О народном образовании" и Федеральный закон от 28 февраля 2012 года № 11-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" в части применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий".

В то же время в законопроекте имеется Статья 16 “Реализация образовательных программ с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий”

Пункт 1. этой статьи гласит: “Под электронным обучением понимается реализация образовательных программ частично или в полном объеме с использованием информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"). Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника”. Иными словами, пункт 1 определяет значение терминов, которыми следует оперировать при описании процессов электронного обучения и дистанционного образования.

В остальных трех пунктах этой статьи каких-либо ограничений на процессы электронного обучения и дистанционного образования я не нашел. То есть можно практически все. При этом (см. пункт 3)  “cоотношение объема занятий, проводимых с использованием электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, и путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся при реализации основной образовательной программы определяется соответствующей образовательной программой”.

В то же время (см. пункт 4) “Организации, осуществляющие образовательную деятельность полностью или частично с использованием электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, должны сформировать информационную образовательную среду, включающую комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы, совокупность технологических средств, информационных и телекоммуникационных технологий, обеспечивающую реализацию образовательных программ, обеспечить обучающимся вне зависимости от их места нахождения доступ к необходимым для освоения соответствующей образовательной программы образовательным ресурсам”.

Вчера на сайте АП КИТ появилось сообщение, что Комитет АП КИТ по образованию участвовал в работе над этим проектом на предварительных стадиях широкого обсуждения. Часть  поправок АП КИТ -- в частности в вышеупомянутую статью 16 и статью 12 (“Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты”)    были учтены в этом законопроекте, внесенном Правительством РФ.

В АП КИТ отмечают: “У нас есть 30 дней (начиная с 17 октября) чтобы внести коррективы в законопроект. У кого есть такие поправки – присылайте их по адресу komlev@apkit.ru”. Чем быстрее вы внесете предложения по совершенствованию 417-страничного законопроекта, тем лучше. Ведь “после драки”, как известно, “махать кулаками”  особого смысла нет.

Лично меня смущает то, что в законопроект № 121965-6 заложено некоторое неравноправие вузов. Так например, в статье 12, пункт 7 говорится “Перечни профессий, направлений подготовки и специальностей формируются и утверждаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. При утверждении новых перечней профессий, направлений подготовки и специальностей федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, может устанавливаться соответствие указанных в них отдельных профессий, направлений подготовки и специальностей профессиям, направлениям подготовки и специальностям, указанным в предыдущих перечнях профессий, направлений подготовки и специальностей”.

А чуть ниже (в пункте 9) есть такие слова: “Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет, образовательные организации высшего образования, в отношении которых установлены категории "федеральный университет" или "национальный исследовательский университет", а также федеральные государственные образовательные организации высшего образования, перечень которых утверждается указом Президента Российской Федерации, вправе реализовывать образовательные программы высшего образования на основе образовательных стандартов, устанавливаемых ими самостоятельно”.

Может, это и правильно (должны же ведущие университеты отличаться от неведущих!). Но почему бы не дать всем вузам право “реализовывать образовательные программы высшего образования на основе образовательных стандартов, устанавливаемых ими самостоятельно”? Ведь образовательные программы устаревают очень быстро. Не так давно генеральный директор IBM в России и странах СНГ Кирилл Корнильев отмечал:”Объем технологической информации удваивается каждые два года, что для студентов и бакалавров означает – информация, полученная ими в первый год обучения устареет к 3-му году”.

Так зачем закладывать в законопроект «Об образовании в Российской Федерации» лишний “тормоз”? Что вы думаете на этот счет?

У образовательных организаций высшего образования, в отношении которых установлены категории"федеральный университет" или "национальный исследовательский университет", и так есть существенные льготы – им больше, чем прочим российским вузам, выделяется денег на подготовку студентов по тем или иным специальностям. Но даже  у престижных "федеральных университетов" и "национальных исследовательских университетов" эти суммы в разы ниже сумм, предсмотренных на подготовку студентов ведущими зарубежными вузами. И пока эти суммы не сравняются, все разговоры о необходимости радикального совершенствования в нашей стране системы высшего образования так разговорами и останутся.

Игорь Антоненко
Насколько мне известно, ВУЗы объединены в Учебно-методические объединения в главе с головными ВУЗами. Например, вот УМО во главе с СПБГУ - http://umo.spbu.ru/0205.php  Эти УМО и должны разрабатывать образовательные стандарты для входящих в них ВУЗов.

Разрабатывать каждому ВУЗу для себя самостоятельно? Довольно рискованная идея, учитывая состав и качество преподавательского состава в отдельных ВУЗах.