НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
Государство и ИТ:

Блог

Так кто же в нашей стране отвечает за ликвидацию цифрового неравенства?

Чем проще и понятнее структура того или иного ведомства (да и коммерческого предприятия тоже), тем эффективнее это ведомство (да и коммерческое предприятие тоже) работает. [spoiler]

Рассмотрим с этой точки зрения Минкомсвязи, которое недавно опубликовало новую структуру своих департаментов.

Если зайти на сайт этого ведомства, то мы видим (см. расположенную ниже копию экрана), что сей федеральный орган исполнительной власти (ФОИВ) занимается выработкой и реализацией государственной политики в пяти сферах.



Казалось бы, при этом у главы ведомства должно быть пять заместителей (по одному на каждую сферу деятельности). Однако таких замов (см. расположенную ниже копию экрана) всего четыре. Если на того или иного зама щелкнуть мышью на традиционном компьютере или ткнуть пальцем на сенсорном экране, то перед вами возникнет их достаточно детальная биография. Но сведений о том, за что именно данный замминистра отвечает (хотя бы с точностью до перечисленных выше пяти сфер деятельности Минкомсвязи), вы при этом не найдете.



А теперь взгляните (см. расположенную ниже копию экрана) на структуру ныне существующих департаментов министерства. При желании можно выявить руководителей этих департаментов и понять какие из этих 12 департаментов курирует тот или иной из четырех замминистров.



Однако смотрите: судя по активно обсуждаемой "Стратегии развития ИТ-отрасли России", одно из главных бревен на пути повышения уровня конкурентоспособности экономики страны – стоимость ШПД (широкополосного доступа) к Интернету. Стоимость этого ШПД сильно отличается (где в разы, а где, может, и на порядки) от региона к региону. Иными словами, имеет место цифровое неравенство как юридических, так и физических лиц. Телекоммуникационные провайдеры, понятное дело, всеми силами стремятся завысить стоимость своих услуг.

В то же время, если взять отдельный регион, то телекоммуникационные провайдеры, работающие в этом регионе и конкурирующие между собой, не могут “раздавать в розницу” интернет-трафик по ценам, ниже той, за которую они его “получают оптом” от федеральных монополистов, владеющих магистральными линиями связи.

Но вот кто может сказать, какой именно из 12 ныне существующих департаментов Минкомсвязи отвечает в нашей стране за искоренение цифрового неравенства? То есть следит за тем, чтобы региональные провайдеры телекоммуникационных услуг “получали” Интернет-трафик по примерно тем же ценам, что и центральные.  

На всякий случай, перечисляю эти 12 департаментов в текстовом виде (а то на приведенной выше картинке они не очень разборчивы):

1) Департамент внешних коммуникаций;
2) Департамент государственной политики в области средств массовой информации;
3) Департамент инфраструктурных проектов;
4) Департамент координации информатизации;
5) Департамент международного сотрудничества;
6) Департамент организационного развития;
7) Департамент проектов по информатизации;
8 ) Департамент развития отрасли информационных технологий;
9) Департамент развития электронного правительства;
10) Департамент государственного регулирования радиочастот и сетей связи;
11) Департамент экономики и финансов;
12) Правовой департамент.  

Почему так важно разграничить зоны ответственности? А потому, что без четкого разграничения этих зон за провал тех или иных государственных ИТ-проектов не с кого спросить.

Вот, к примеру, линуксоиды сильно переживают за провал проекта по внедрению СПО в госструктурах. А кто конкретно в этом провале виноват? Если министр, то какой – прежний или новый? А вот были бы в свое время названы департаменты, ответственные за этот проект, искать виновных было бы проще. Конечно, важнее ответить не на вопрос “Кто виноват”, а на вопрос “Что делать?”. Однако одно другому не мешает…

Такая же ситуация (как и с внедрением СПО в органах власти) может возникнуть и с проектом по ликвидации в нашей стране цифрового неравенства (надеюсь, рано или поздно такой проект все же появится). Если и этот проект будет провален, то глава какого из 12 департаментов будет за этот провал отвечать? И как? Что вы думаете на этот счет?  

Данный пост можно рассматривать как продолжение моей недавней заметки
“Кто должен искоренять в нашей стране цифровое неравенство?”. Я обращался в пресс-службу Минкомсвязи с предложением прокомментировать эту заметку. Но сей вопрос пока остался без ответа. Видимо, в министерстве есть дела и поважнее искоренения цифрового неравенства…
Сергей Бобровский
Если и этот проект будет провален, то ни один глава департаментов за этот провал отвечать не будет.