НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
Государство и ИТ:

Блог

Будем ли мы догонять Эстонию?

Побывал на прошедших в воскресенье выборах московского мэра[spoiler]. Вот забавное наблюдение. На выходе из школьного двора стоял молодой паренек, проводивший опрос для экзит-полла. Он вежливо поинтересовался, могу ли я ответить на пару его вопросов, а когда я спросил, кого он представляет, ответил, что некий проект "Независимая социология", то ли инициированный, то ли поддерживаемый штабом Навального. Вопросы были простые и не нарушающие моего прайваси: за кого голосовал и сколько мне лет. Меня, скажу честно, порадовало, что у паренька в руке был планшет (на вид 7-дюймовый), в который он быстро внес мои ответы. Неподалеку, метрах в десяти, стояли две симпатичные девушки, выполнявшие, по-видимому аналогичную работу и невольно иллюстрировавшие бессмертную фразу Остапа: "Железный конь идет на смену крестьянской лошадке". Из гаджетов в руках у одной из них была коробка из гофрированного картона с прорезью наверху и приклеенным сбоку стикером "ВЦИОМ".

"Железная поступь" прогресса была заметна и в зале для голосования, где впервые у меня на участке использовались сканирующие терминалы (КОИБы). Все это заставило вспомнить беседу в кулуарах  одной из конференций с ИТ-специалистом (очень толковой дамой) из эстонского банка. Рассказывая о том, что у них платежи по карточкам приняли массовый характер не только в магазинах но и через интернет, она сообщила, что чуть ли не во всех продаваемых в Эстонии компьютерах по решению властей должен был присутствовать ридер смарт-карт (в частности, эмитированных банками). Такое повсеместное применение карт с чипом позволило реализовать в этой стране (вроде бы, первой в мире) важную политическую инновацию, а именно голосование на выборах органов власти через интернет. Сейчас посмотрел в Википедию. Действительно первое такое голосование произошло у них на выборах местных органов власти в 2005 г., и этим каналом волеизъявления тогда воспользовались около 9 тыс. человек. На парламентских выборах 2007 г. это число выросло до 30 тыс., а в 2011 - до 141 тыс. (это 24% всех избирателей). Для идентификации голосующего используется так называемая эстонская идентификационная карта, являющаяся обязательным государственным документом, удостоверяющим личность.

По состоянию на март 2007 года было выдано более 1,04 млн. карт (при численности населения около 1,32 млн. человек). Идентификационная карта является смарт-картой со встроенным электронным чипом, поддерживаемым государственной инфраструктурой открытого ключа, дающей право как безопасной удаленной аутентификации, так и юридически обязательной цифровой подписи.

Интересно, наши аналогичные проекты (в частности, УЭК) предполагают, хотя бы чисто теоретически, возможность организации дистанционного электронного голосования?
Колесов Андрей
Внедрение подобный инноваций связано не с техникой, а с политикой

Один из тезисов против электронных документов - их, якобы, невысокая надежность, сохранность. А на самом деле - все обстоит ровным образом наоборот.

Бумага - это хорошее средство для создания огромного человеческого аппарата, который сам по себе скрывает все происходящее у него внутрти. Это не только манипуляции данными (проще говоря, подтасовки), но манипуляции обществом...