НовостиСобытияКонференцииФорумыIT@Work
Государство и ИТ:

Блог

Что препятствует развитию электронной демократии в России?

Владимир Митин
24.09.2013 13:07:33

Главная проблема вовсе не в удобстве и функциональности сайтов госуслуг и дороговизне доступа к Сети. Главная проблема – в компьютерной безграмотности очень и очень многих наших граждан!

На этой неделе компания “SAP СНГ”, ВЦИОМ и ФГУП НИИ “Восход” проведут круглый стол, на котором будут представлены результаты совместного исследования, посвящённого текущему состоянию и перспективам развития электронной демократии и электронного правительства в России.

В анонсе данного стола отмечается, что в настоящее время на сайте gosuslugi.ru (онлайн-представительство более 30 министерств и ведомств) зарегистрировано уже более 60 млн. граждан. При этом “41% населения России просто не знает о существовании этого портала”. Обратите внимание на количество зарегистрированных пользователей портала Gosudlugi.ru -- оно лишь на 25% меньше с общего количества отечественных интернет-пользователей.

Напомню, согласно оценкам, которые в августе этого года озвучил министр связи и массовых коммуникаций РФ Николай Никифоров, сейчас в России насчитывается 80 млн. интернет-пользователей. Добавив при этом, что "каждый дополнительный процент охвата населения интернетом дается все сложнее и все дороже". При этом г-н Никифоров упирал на технические проблемы: дороговизну прокладки новых волоконно-оптических сетей и высокую стоимость расходов на спутники связи.

Можно также посетовать на не очень высокие “потребительские качества” сайта Gosuslugi.ru.

Сейчас на сайте Docflow.ru проходит онлайн-опрос “Насколько удобен портал Госуслуг и насколько часто вы им пользуетесь?”. Текущие результаты этого онлайн-опроса вы видите ниже.


Текущие результаты онлайн-опроса “Насколько удобен портал Госуслуг и насколько часто вы им пользуетесь?”
Источник: сайт Docflow.ru, 24 сентября 2013 г.


Из них следует, что лишь 5% респондентов не имеют к порталу госуслуг никаких претензий, 7% считают, что интерфейс данного портала “непонятен вообще”, 22% отмечают неудобство этого сайта, а 37% респондентов считают, что портал госуслуг удобен, но требует доработок. В то же время почти треть участников данного онлайн-голосования (напомню – оно ещё не закончено) с этим порталом ни разу не работало и не может его оценить.

Почему же почти треть российских интернет-пользователей даже не пыталась работать с сайтом госуслуг? Только потому, что не знает о его существовании? Напомню: как показало недавнее исследование ВЦИОМ, 41% населения России просто не знает о существовании этого портала.

А теперь представьте, что будет развернута крупномасштабная рекламная кампания и по всем федеральным теле- и радиоканалам несколько раз в день будут напоминать гражданам о существовании сайта Gosuslugi.ru и тех услугах, которые он предоставляет. Думаете, при этом количество зарегистрированных посетителей данного сайта существенно возрастет? В лучшем случае, оно возрастет на треть – то есть до 80 млн. человек (оценка общего количества интернет-пользователей России). Но ведь граждан нашей страны значительно больше! По оценкам Росстата, на 1 января 2012 г. в России насчитывалось свыше 143 млн. человек.

Кто же эти 60+ млн. отечественных интернет-непользователей? Значительную их часть составляют люди пенсионного возраста, которых в нашей стране около 40 млн. По оценкам Союза пенсионеров России, лишь 5% отечественных пенсионеров умеют пользоваться компьютером. Ну а те, кто компьютером пользоваться не умеют (среди них немало людей и допенсионного возраста), сайтом Gosuslugi.ru пользоваться не будут – сколько этот сайт ни рекламируй и как его ни совершенствуй! 

Вот и получается, что главное бревно на пути развития электронной демократии в России лежит вовсе не в технической плоскости (удобстве и функциональности сайтов госуслуг, а также стоимости доступа к Сети), а в образовательной. Согласны с этим?

Интересно отметить, что в Минкомсвязи нет внятной программы повышения компьютерной грамотности населения страны (как “пионеров”, так и пенсионеров). Нет такой программы и в Минобрнауки. А вот Министерство труда и социальной защиты РФ (Минтруд) данной проблемой озаботилось и даже объявило конкурс “Доступный Интернет”, который впервые пройдет в ноябре-декабре 2013 г. и, как надеются его устроители, выявит лучших организаторов образовательных программ по обучению навыкам работы с компьютером и в Интернете пожилых людей, инвалидов и людей с ограниченными возможностями.

Ну а люди допенсионного возраста о ликвидации своей компьютерной безграмотности должны позаботиться сами! Интересно, кто-нибудь оценивал количество (в нашей стране) компьютерно-безграмотных “допенсионеров”? Вот он – весьма большой резерв потенциальных пользователей смартфонов, планшетов, нетбуков/ноутбуков/ультрабуков и прочих ИТ-гаджетов (“умных” часов, “умных” очков и т. д.)! Да и пользователей сайтов госуслуг тоже! Ведь кроме федерального сайта госуслуг есть городские (например, московский) и региональные.

Комментариев: 2

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут добавлять комментарии

24.09.2013 20:43:59

Отсутствие демократиии.

25.09.2013 10:58:23

Все же удивительно безграмотная ИТ-журналистика в России. Владимир Митин сходу на порядок переврал количество пользователей портала госуслуг (их 6 миллионов, а не 60). Посмотрите любые последние выступления Ростелека или кого-нибудь от Минсвязи. Первая попавшаяся в яндексе ссылка, сайт правительства:
http://government.ru/gos_services/
"По состоянию на апрель 2013 года <...> Количество пользователей, имеющих активированную регистрацию на портале, – более 3,7 млн человек."
Дальше на этом строит глубокомысленные выводы, которые можно сразу пропустить.

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут добавлять комментарии