НовостиСобытияКонференцииФорумыIT@Work
Государство и ИТ:

Блог

Скоро сказка сказывается, да не скоро банковские SMS’ки отсылаются

Владимир Митин
04.01.2014 13:42:01

С 1 января этого года вступили в силу части 2, 4-8 и 11-16 статьи 9 Федерального закона Российской Федерации от 27 июня 2011 г. № 161-ФЗ “О национальной платежной системе”.

Статья 9 данного закона называется так: “Порядок использования электронных средств платежа”. А часть 4 этой статьи гласит: “Оператор по переводу денежных средств обязан информировать клиента о совершении каждой операции с использованием электронного средства платежа путем направления клиенту соответствующего уведомления в порядке, установленном договором с клиентом”.

Какие порядки при этом имеются в виду, закон не устанавливает, но большинство экспертов сходится во мнении, что это могут быть либо SMS’ки, либо электронные письма, направленные клиенту из финансовой организации, являющейся эмитентом банковской карты или иного электронного средства платежа.

Слов о том, что будет с банком, который не в состоянии “информировать клиента о совершении каждой операции с использованием электронного средства платежа” путем направления ему соответствующего уведомления, я в тексте упомянутого выше закона не нашел.

Но в части 11 статьи 9 говорится о том, что “в случае утраты электронного средства платежа и (или) его использования без согласия клиента клиент обязан направить соответствующее уведомление оператору по переводу денежных средств в предусмотренной договором форме незамедлительно после обнаружения факта утраты электронного средства платежа и (или) его использования без согласия клиента, но не позднее дня, следующего за днем получения от оператора по переводу денежных средств уведомления о совершенной операции”.

Есть в статье 9 закона от 27 июня 2011 г. № 161-ФЗ и другие слова, касающиеся прав владельцев банковских карт. Но это все в теории. А что происходит на практике?

2 января совершил я интернет покупку посредством карты Master Card, эмитированной одним из российских банков. Соответствующий платеж прошел успешно.То есть денежки с моей карты были списаны практически сразу после ввода реквизитов этой карты и нажатия кнопки “Оплатить” на сайте Интернет-магазина. Однако никакого уведомления о совершенной транзакции я от банка до сих пор не получил. Впрочем, была SMS’ка с одноразовым паролем, необходимым для подтверждения платежа.Но её прислал не банк, а “посредник-безопасник”, стоящий между между банком и интернет-магазином.

3 января мой знакомый совершил интернет-покупку в этом же интенет-магазине посредством принадлежащей ему карты Visa. И в этом случае соответствующий платеж прошел успешно. Причем даже без использования одноразового пароля, необходимого для подтверждения платежа. Так что изменилось после вступления в силу перечисленных выше частей статьи 9 федерального закона № 161-ФЗ?

Одни тешили себя надеждой, что теперь банки будут присылать своим клиентам SMS’ки о каждой совершенной транзакции бесплатно, а другие высказывали предположение о том, что клиентам, не подписавшимся на SMS-оповещения (плата за эту услугу обычно составляет около 60 руб. в месяц) с 1 января банковские карточки заблокируют. Однако практика показывает, что не случилось, ни того, ни другого.

То есть опять строгость закона компенсируестя необязательностью его исполнения?

Комментариев: 13

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут добавлять комментарии

04.01.2014 14:02:50

Владимир, Вы странный человек. Для того, чтобы понимать законы их надо читать полностью и без лишних эмоций.
Вы же сами привели выдержку из 161-ФЗ регламентирующую порядок оповещения банком клиента.

Цитата
Статья 9 данного закона называется так: “Порядок использования электронных средств платежа”. А часть 4 этой статьи гласит: “Оператор по переводу денежных средств обязан информировать клиента о совершении каждой операции с использованием электронного средства платежа путем направления клиенту соответствующего уведомления в порядке, установленном договором с клиентом”.

Обратите внимание на окончание цитаты -
Цитата
в порядке, установленном договором с клиентом

В типовом договоре клиент выбирает вариант оповещения - СМС, звонок оператора, е-майл или еще что может предложить и осилить ваш банк. Но если Вы как клиент не сделали выбора, то Вас и никто оповещать не будет. Иначе это можно будет квалифицировать как навязывание сервиса.
А вот если Вы в договоре выбрали какой-либо вариант оповещения, а Вам его не предоставили - можете смело жаловаться в ЦБ на такой банк.

04.01.2014 15:40:26

Короче говоря, ничего не изменилось? Ведь и раньше, если в договоре было предусмотрено оповещение, то банк был обязан его сделать.
Зачем тогда это отдельно прописывать в законе о платежной системе?
Может быть, слово "обязан" имеет более высокий приоритет, и банк обязан сделать оповещение неотъемлемым элементом платежной услуги? А уж сам способ оповещения будет определяться конкретным договором в каждом банке (смс, e-mail ...).

04.01.2014 15:54:17

Последний абзац абсолютно верен. Т.е. сейчас банки в обязательном порядке должны включать в договор пункт об оповещении тем или иным способом. И клиент должен выбрать один из предложенных вариантов. Раньше это было необязательно.

04.01.2014 17:35:46

Остается вопрос - увеличится ли при этом стоимость обслуживания карты?

04.01.2014 18:28:52

А как же иначе. СМС-информирование для банков тоже обходится недешево.

04.01.2014 19:10:03

Цитата
Для того, чтобы понимать законы их надо читать полностью и без лишних эмоций.

Темное дело...
В упомянутом 128-страничном законе (интересно, много ли людей читало его полностью?) в общем-то и о срочности оповещения ничего не говорится. Говорится лишь, что оповещать надо о КАЖДОЙ транзакции... В этом случае и ежемесячная выписка по счеу (как средство оповещения) годится...

04.01.2014 19:37:37

Цитата
В упомянутом 128-страничном законе (интересно, много ли людей читало его полностью?)

Владимир, Вы не поверите - я читал и даже не один раз.

04.01.2014 20:15:26


Цитата
Владимир, Вы не поверите - я читал и даже не один раз.


Андрей,

Вы просто молодец!

А то некоторые даже три экрана осилить не могут… smile:(

Между прочим, к этому закону есть изменения. Часть из них можно найти здесь и здесь.
Их вы тоже читали?

Однако остаюсь при мнении, что законы надо формулировать более отчетливо. Дабы они были понятны не только глубоким профессионалам, но и тем, чьи интересы они (законы) затрагивают…

04.01.2014 21:03:40

Цитата
Между прочим, к этому закону есть изменения. Часть из них можно найти здесь и здесь.
Их вы тоже читали?

Я проводил оценку банка на соответствие требованиям информационной безопасности при переводе денежных средств ,если что. smile;) Но ссылки могут быть полезны другим, так что все равно спасибо.

04.01.2014 21:26:47

Полностью согласен с Андреем Терентьевым - надо внимательно читать написанное. В то числе и процитированное.

Ключевая фраза: "в порядке, установленном договором с клиентом”

Прочитайте свой договор со Сбербанком (или еще каким). Если отправка СМС не предусмотрена договором, то ничего по СМС вы не получите.

05.01.2014 01:14:05

Поступление (или кредитная операция) средств на банковскую карточку, сопровождаемое одновременным информированием об этом смской - услуга платная по определению, как правило, на сколько мне известно, её можно подключить, заключив с банком отдельный договор.

05.01.2014 12:03:14

Цитата
Поступление (или кредитная операция) средств на банковскую карточку, сопровождаемое одновременным информированием об этом смской - услуга платная по определению, как правило, на сколько мне известно, её можно подключить, заключив с банком отдельный договор.

Совершенно верно. Большинство карточных тарифных планов и раньше предусматривали возможность платного SMS-оповещения по цене, практически совпадающей со стоимостью обслуживания карты.

Поэтому хочется понять, что же именно ИЗМЕНИЛОСЬ для пользователей карт с вступлением в силу перечисленных в заметке частей статьи 9 закона № 161-ФЗ от 27 июня 2011 г.?

Заметьте, первоначально предполагалось, что эти части вступят в силу с января прошлого года. Но в декабре 2012 г. этот срок оттянули еще на 12 месяцев...

То есть в итоге банкам на реализацию данных частей закона дали аж 30 месяцев вместо предполагавщхся ранее двенадцати!

И что же, собственно говоря, за это время было сделано для улучшения (или усложнения) жизни клиентов российских банков?

06.01.2014 03:03:32

Уважаемые!
Прошу не забывать, что пластиковые карты это только небольшая часть возможностей платежной системы как таковой. Если эта часть видна многим, то это не значит, что она составляет основу.
К электронным средствам платежа относятся не только пластиковые карты. Это во-первых. А во-вторых, закон о платежной системе это далеко не о пластиковых картах. Можно сказать, что это основной закон для банков.
Так что не надо на них зацикливаться.

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут добавлять комментарии