НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
Государство и ИТ:

Блог

Вступил в силу закон об ограничении доступа к ресурсам, распространяющим противоправный контент

Вступивший в силу с 1 февраля 2014 года Федеральный закон N 398-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", ввел новую статью: «15.3. Порядок ограничения доступа к информации, распространяемой с нарушением закона» в упомянутый ФЗ.

Генеральный прокурор РФ или его заместители уполномочены направить требование в Роскомнадзор о принятии мер по ограничению доступа к информационным ресурсам, распространяющим призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности и участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка. [spoiler]

Требование может быть инициировано на основе мониторинга информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе в сети "Интернет", а также при поступлении обращений от органов гос. власти, организаций и граждан.

Роскомнадзор направляет по системе взаимодействия операторам связи требование о принятии мер по ограничению доступа к информационному ресурсу (доступ должен быть ограничен незамедлительно), определяет провайдера хостинга, направляет ему уведомление в электронном виде на русском и английском языках с требованием принять меры по удалению такой информации.

В течение суток с момента получения уведомления провайдер хостинга обязан проинформировать об этом обслуживаемого ими владельца информационного ресурса и уведомить его о необходимости незамедлительно удалить противоправную информацию. О факте удаления владелец ресурса сообщает в Роскомнадзор. Такое уведомление может быть направлено также в электронном виде.

Соответственно, доступ к информационному ресурсу будет возобновлен  после получения данного сообщения и проверки достоверности факта удаления незаконной информации.

Вероятно, указанная последовательность действий регуляторов и последствий для владельцев ресурса существовала и до принятия закона, и теперь же порядок, ответственность и меры закреплены законодательно. Об иных мерах наказания, кроме ограничения доступа, не сказано.

Не может не радовать обозначенное в законе электронное взаимодействие. Кстати, интересно, по какой форме должны быть направлены уведомления туда и обратно: письма со всеми реквизитами, включая ЭП или без нее, в свободной форме…

Ну, и, безусловно, приятно отметить, что настоящий закон помимо мер незамедлительного ограничения доступа предполагает предварительную проверку поступившей информации: «…требование о принятии мер по ограничению доступа к информационному ресурсу... должно содержать доменное имя сайта в сети "Интернет", сетевой адрес, указатели страниц сайта в сети "Интернет", позволяющие идентифицировать такую информацию» (п.2 ст. 15.3). … учитывая, что «сигналы» могут поступать отовсюду.