НовостиСобытияКонференцииФорумыIT@Work
Государство и ИТ:

Блог

О нововведениях Банка России, касающихся кредитных организаций, и перспективе электронной сдачи отчётности микрофинансовыми организациями

Ольга Звонарева
28.03.2014 19:37:15

В феврале-марте Центральным банком РФ опубликованы нормативные акты и информация, относящаяся к управлению документами и новым формам взаимодействия. Напомним, что после упразднения Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) функции по нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков переданы Центральному банку.

Во-первых, установлен новый порядок проверок кредитных организаций - Инструкцией Банка России от 25.02.2014 № 149-И вводится новый вид проверок - специализированные проверки, которые будут проводиться по отдельному вопросу деятельности кредитной организации (ее филиала) за определенный период. Безусловно, проверки, в том числе, подразумевают предоставление и использование необходимых документов (информации), полученных в порядке, определенном нормативными и иными актами Банка России.

Также письмом от 14.03.2014 № 42-Т кредитным организациям рекомендовано усилить контроль над рисками, возникающими при обработке, хранении и уничтожении информации, содержащей персональные данные. Из письма следует, что поводом к его написанию послужили выявленные факты ненадлежащего хранения и уничтожения кредитными организациями документов, содержащих персональные данные граждан.

В этой связи кредитным организациям рекомендовано актуализировать внутренние документы, определяющие: порядок хранения и уничтожения документов, в том числе на бумажных носителях, содержащих персональные данные клиентов; персональную ответственность работников кредитных организаций; условия, обеспечивающие конфиденциальность и сохранность материальных носителей персональных данных, исключающие несанкционированный доступ к ним с момента создания данных документов до истечения сроков их хранения и уничтожения.

Также Банком России опубликовано информационное письмо о подготовке нормативного акта, в соответствии с которым микрофинансовые организации будут обязаны представлять в Банк России отчетность, а именно: документы, содержащие отчет о микрофинансовой деятельности и о персональном составе руководящих органов микрофинансовой организации в виде электронного документа с электронной подписью, начиная с отчетности за полугодие 2014 года.

В этой связи организациям необходимо предварительно получить у одного из удостоверяющих центров, заключивших соглашение с Банком России, усиленные квалифицированные электронные подписи на лицо, осуществляющее функции руководителя (единоличного исполнительного органа) организации, и главного бухгалтера.

Примечательно, что разрабатываются не только сервисы (три варианта) для последующей передачи отчетности, но и программный продукт для ее подготовки - "Анкета. Редактор. Отчетность микрофинансовых организаций", который будет размещен в открытом доступе на сайте Банка России.

В письме подробно указана последовательность действий при работе в электронных сервисах для отправки отчетности.

Предполагаемым порядком исключается бумажный дубликат отчетности: «при представлении микрофинансовыми организациями в Банк России Отчетности в виде электронного документа с электронной подписью не требуется направление Отчетности на бумажном носителе и в электронном виде на электронном носителе (компакт-диск, флеш-накопитель) в территориальные подразделения Банка России».

Очевидно, что если сервис размещен на сайте регулятора, то он предполагает безвозмездное использование. Но все-таки вопрос не мешало бы уточнить. Об этом пока не говорится, так что, предварительно потратиться придется только на электронные подписи. Хотя, учитывая нововведения ФНС, немного найдется организаций их до сих пор не имеющих, тем более, когда речь о тех, чья деятельность напрямую связана с финансами.

Информация о случаях нарушений при подаче отчетности микрофинансовыми организациями, ее непредставления в срок появлялась в СМИ и ранее, во времена работы ФСФР. Быть может, в том числе и поэтому Банк России предполагает ввести электронный формат взаимодействия, исключая необходимость сдачи документов на бумаге. Кстати, перспектива ввода этого сервиса идет в противовес новому требованию ФНС, применительно к микрофинансовым организациям - с начала этого года они не вправе применять упрощенную систему налогообложения…

Комментариев: 0

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут добавлять комментарии