НовостиСобытияКонференцииФорумыIT@Work
Государство и ИТ:

Блог

Упрощение процедуры привлечения ИТ-компаниями иностранных специалистов: это как и зачем?

Андрей Колесов
17.06.2014 19:16:27

Минкомсвязи распространило пресс-релиз о принятии Госдумой закона (подготовленного министерством), предусматривающего возможность ИТ-компаниям применять при оформлении на работу высококвалифицированного иностранного специалиста упрощенную схему при условии, если заработная плата такого специалиста будет составлять не менее одного миллиона рублей в год (около 83 тысяч рублей в месяц). Закон (он вносит дополнение в статью 13.2 закона 115-ФЗ (ред. от 05.05.2014) "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", распространяя положение статьи на ИТ-компании), по мнению его авторов, направлен на улучшение ведения бизнеса российских ИТ-компаний. Им могут воспользоваться компании, аккредитованные при Минкомсвязи, число которых приближается сейчас к 4 тысячам.

Тут нужно сказать, что эта тема (упрощение приема на работу иностранцев) рекламируется министерством давно, но я, следя за ней, никак не могут понять – в чем ее актуальность и суть. Вот и сейчас: пресс-релиз МКС разослало, но ссылку на собственно утвержденный закон, по обыкновению, вставить забыло.

А суть проблемы банально проста: до сих пор для всех коммерческих организаций был установлен лимит по зарплате (для получения "упрощенки") в 2 млн. руб. в год, то сейчас она понижается в два раза, до уровня, установленного ранее для научных работников и преподавателей.

Дело, конечно, хорошее, но все же интересно узнать – насколько это актуально в реальности?

В пресс-релизе МКС говорится, что, по данным Росстата, средняя зарплата в отрасли информационных технологий в 2013 году в целом по России составляла 47,7 тысяч рублей, в Москве — 72,9 тысяч рублей. И принятая поправка позволит привлекать дополнительно в ИТ-отрасль 500-1000 иностранных специалистов.

Принимая эти сведения за исходные, возникает целая серия вопросов:

1. Почему эти условия распространяются только на ИТ-поставщиков, а не на ИТ-заказчиков (при том, что не менее 60% ИТ-специалистов трудятся именно в ИТ-подразделениях компаний-заказчиков, многие из них имеют свои отделы разработчиков)?

2. Сколько у нас в России трудится ИТ-специалистов и какова среди них доля "иностранных"?

3. В чем собственно заключается суть "упрощенки" приема на работу иностранцев?


Последний вопрос является вроде бы очень простым, но, как выясняется, - весьма секретным. Я например, несколько раз пытался найти ответ на него в Интернете, но краткого и понятного найти не смог.

А из того, что нашел, понял так: для приема обычного "иностранца", нужно сначала подать заявку в службы занятости на получение квоты на иностранную рабочую силу (до 1 мая каждого года), а потом еще подать запрос на нужного специалиста в центр занятости населения. И только спустя месяц после запроса обратиться за разрешением на получение рабочей визы для иностранца в ФМС.
В случае же упрощенки можно сразу обращаться в ФМС.

Чтобы понять, насколько эффективен принятый закон, конечно, было бы хорошо посмотреть через годик на статистику (сколько людей, где и как им воспользовались, по каким специальностям, с какими зарплатами), но, боюсь, что это иллюзорные надежды.

И вообще, не очень понятны проблемы ИТ-отрасли в плане привлечения иностранных сотрудников. Судя по нашему жилищно-коммунальному хозяйству, по торговле, по строительной отрасли и многим другим, никаких проблем в этом плане уже давно нет – там трудится огромное число иностранцев, причем, как мне кажется, с зарплатой меньше 1 млн., и тем более 2 млн. рублей в год.

Комментариев: 0

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут добавлять комментарии