НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
Государство и ИТ:

Блог

Какие результаты на ЕГЭ по математике должны демонстрировать будущие ИТ-специалисты?

В конце ноября  на сайте Kremlin.ru появился “Перечень поручений по итогам пленарного заседания X съезда Российского союза ректоров ”.[spoiler]

Среди данных поручений первым идет такое: “До 20 декабря этого года  Правительству Российской Федерации с учётом ранее данных поручений обеспечить повышение минимального количества баллов единого государственного экзамена по общеобразовательным предметам, необходимого для поступления на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета, а также дифференциацию указанного минимального количества баллов в зависимости от специальности и направления подготовки высшего образования исходя из необходимости приема на обучение по образовательной программе высшего образования соответствующей направленности наиболее способных и подготовленных лиц”.

Появлению упомянутого выше перечня поручений предшествовало участие В. В. Путина в пленарном заседании состоявшегося в конце октября  X съезда Российского союза ректоров, где обсуждались вопросы развития системы высшего образования в стране, в частности меры, направленные на повышение качества обучения и укрепления материально-технической базы вузов.

С трибун этого уважаемого собрания было сказано много правильных слов. Вот лишь некоторые из позитивных высказываний: “… в России сейчас в этой системе у нас работают более 300 тыс. человек, обучается свыше пяти с половиной миллионов студентов… Система высшего образования была и остаётся мощным интеллектуальным ресурсом страны, она генерирует новые знания – и, разумеется, для этого и создавалась: готовит кадры для всех сфер жизни России… Особое внимание уделяем вузовской науке, в том числе учреждены гранты господдержки научных исследований под руководством ведущих учёных, укрепляется система кооперации вузов и предприятий… Принимаются меры по повышению и заработной платы профессорско-преподавательского состава…”.

А вот негатив, прозвучавший из уст президента РФ: “Надо признать, претензий к уровню высшего образования, к содержанию образовательных программ, к качеству преподавания пока ещё много, да вы и сами об этом знаете. Не каждый вуз готов работать по-современному, учить так, чтобы у выпускника оставались не только диплом, но и нужные знания и профессиональные навыки, которые он может использовать в своей практической деятельности после окончания высшего учебного заведения. Убеждён, что высшей школе нужна большая открытость, нужны понятные механизмы, которые бы стимулировали перемены… Наша высшая школа должна быть сильной, давать по-настоящему современное, достойное образование. Понятно, что освоить знания такого высокого уровня, такого качества может далеко не каждый человек. И, когда некоторые вузы зачисляют абитуриентов с очевидно неудовлетворительными знаниями, это не просто вызывает много вопросов. Подобная гонка за абитуриентами, а значит, и за финансированием, надо прямо сказать, подчас девальвирует высшее учебное заведение, размывает ценность, престиж, авторитет самого вуза… В вузы должны поступать те, кто способен учиться там. Это относится к приёму на бюджетные места и тем, кто поступает в вуз на платной основе]”.

И далее: “По итогам проведения ЕГЭ в 2014 году Москва занимает первое место среди регионов по числу лиц, набравших по математике от 80 до 100 баллов. При этом здесь зафиксированы случаи зачисления на такие специальности, как «Авиационная и ракетно-космическая техника», «Аэронавигация», «Информационная безопасность», «Машиностроение», «Электро- и теплоэнергетика», абитуриентов, имеющих всего 24 балла по математике – по самому профильному, основному предмету, по сути дела. Есть и другие примеры…”.

Причин, оправдывающих прием на технические специальности абитуриентов, набравших на ЕГЭ по математике очень небольшое количество баллов, в стенограмме пленарного заседания X съезда Российского союза ректоров, опубликованном на сайте Kremlin.ru, я не нашел. Однако это не означает, что такого рода причин совсем не было. Не исключено, что одна из причин столь печальной ситуации – не очень высокая популярность технических (в том числе, “айтишных”) специальностей среди современной молодежи.

Но приведет ли ужесточение требований к абитуриентам, поступающим на технические специальности, к росту популярности этих специальностей? -- Не уверен.

Скорее всего, количество претендентов на одно “техническовузовское” место даже уменьшится. И не факт, что нужные результаты даст инициатива, которой страшно гордится Минкомсвязи и которую первые лица данного ведомства упоминают при каждом удобном случае (см., например, здесь).

Речь, как вы уже догадались, идет о том, что в 2015-м учебном году в нашей стране количество бюджетных мест по ИТ-специальностям вырастет на 35%. При этом прием по программе магистратуры на специальности «информатика и вычислительная техника» увеличился на 74%, «информационные системы и технологии» — на 208%, «прикладная информатика» — на 191%, «инфокоммуникационные технологии и системы связи» — на 202%.

Если я правильно понимаю, эта инициатива была направлена на то, чтобы дать возможность получить ИТ-образование тем молодым людям, которые по тем или иным причинам не имеют возможности обучаться в вузе на платной основе.

Не секрет, что существует множество структур, готовых за кругленькую сумму подготовить старшеклассника к успешной сдаче ЕГЭ по тому или иному предмету. Уровень цен здесь примерно таков : 1600 рублей за одно занятие (при обучении в мини-группах). Персональные уроки, понятное дело, стоят ещё больше. На сайте компании, из декабрьского прайс-листа которой  я взял сумму в 1600 руб. за занятие в мини-группе, отмечается: “ЕГЭ по математике сложен даже для отличников. Критерии проверки части “С” весьма жесткие. Да и часть “В” не так проста, как может показаться на первый взгляд…”.

Сами понимаете, что не у всех старшеклассников есть папы и мамы, готовые платить за подготовку своих чад к ЕГЭ. А раз так, то в условиях ужесточения требований к абитуриентам бюджетные места на ИТ-специальности займут не столько самые талантливые и самые увлеченные выпускники, сколько дети достаточно богатеньких родителей. И снова сработает поговорка “хотели как лучше, а получилось, как всегда”…  :(

Разумеется, абитуриенты, стремящиеся стать ИТ-специалистами, должны обладать определенным уровнем знаний. Однако, устанавливая соответствующую планку, очень важно не переборщить. На ваш взгляд, какие результаты на ЕГЭ по математике должны демонстрировать будущие ИТ-специалитсты? И так ли уж важны эти результаты?


Один из рисунков, которые Яндекс.Картинки выдают в ответ на запрос “ЕГЭ по математике”

Обратите внимание – складывается интересная ситуация: если в середине прошлого года обсуждалась проблема “Как заманить выпускников школ учиться на ИТ-специальности?”, то теперь, похоже, речь идет о том, чтобы ужесточить требования к выпускникам школ, желающих овладеть техническими специальностями. Хороша ли такая перемена приоритетов для ИТ-сообщества? Что вы думаете на этот счет?

Да и вообще, что важнее для современного ИТ-специалиста, мечтающего создать новый ИТ-продукт или придумать новую ИТ-услугу -- хорошее знание математики (умение правильно отвечать на вопросы соответствующего ЕГЭ) или коммерческая жилка (склонность к предпринимательству)? В апреле прошлого года в заметке “Должен ли ИТ-лидер иметь высшее образование?” отмечалось, что примеры незаконченного высшего образования руководителей Microsoft, Dell, Oracle, Apple, Facebook и ряда других компаний всем в отрасли хорошо известны.
Фото:
Ruslan
есть лишь одна мотивация - деньги, кто пойдёт на специальность где работать-думать надо и не платят совсем
а пока тенденция такая что IT-специалисты судя по предлагаемым зп в госкомпаниях не нужны