НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
Государство и ИТ:

Блог

Изучаем проект "постановления об ограничении допуска программных средств…" от Минкомсвязи

Во вчерашнем посте (Минкомсвязи хочет установить ограничения на приобретение импортного ПО для государственных и муниципальных нужд, мы говорили о Пояснительной записке Минкомсвязи, где авторы рассказывали целях, задачах и методах их реализации, которые нужно воплотить в виде Постановления Правительства. Теперь посмотрим на само Проект Постановления, который имеет гриф "Для служебного пользования", но, тем не менее, опубликован в общем доступе. Здесь нас тоже ожидает немало "открытий чудных".
[spoiler]
Итак, основная идея Постановления:

1. По умолчанию для гос-муц нужд можно будет закупать только программные средства, которые зафиксированы в Реестре Отечественного ПО
2. Для этих же нужд можно использовать только услуги, связанных с обслуживанием ПО из Реестра, а также открытого ПО.
3. Если заказчику нужно применять иное ПО, то он должен это обосновать.

Выскажу сразу свое мнение: целесообразность самой идеи Постановления вызывает сильные сомнения. Более того, я лично уверен в его нецелесообразности, по многим причинам, и в том числе, тем, что в случае его принятия это создаст дополнительную нагрузку на российских разработчиков (которым нужно будет заниматься регистрацией в Реестре) и дополнительные сложности при приобретении ИТ. А главное: можно предположить, что положения документа или будут легко обходится, или просто игнорироваться (примеры тому есть).

Но даже, если принять цель Постановления, как правильную, то конкретные текст документа вызывает очень много вопросов, в плане того, как эти задачи будут выполняться на практике.

1. В постановлении ни слова не говорит о сроках создания Реестра.
Ничего не говорит о том, какова процедура обоснования использования ПО, не входящего в Реестр.
Получается, что нельзя использовать услуги по сопроводжению ПО, которое уже внедрено, но не входит в Реестр.

2. В Постановлении утверждается перечень категорий ПО, на который устанавливаются ограничения. Сам по себе этот Перечень, кажется, просто не очень соответствует ИТ-реалиям, и могут возникнуть банальные проблемы: как связать его пункты с реально существующим ИТ-миром.



В нем используются термины, зафиксированные в классификаторе продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Классификатор недавний (как я понял – 2008 года), но очень любопытно – как он работает на практике и кто автор этого произведения. Ознакомление в приведенной таблице заставило вспомнить известную историю вольноопределяющегося Марека ("Швейк") о том, как он работал главным редактором журнала "Мир животных" и, ни бельмеса не понимая в теме, изобретал названия для разной живности.

Можно предположить, что под "электронными носителями" подразумеваются и "магнитные" носители. Но на бумажной перфоленте ОС можно вполне получать (я с таким вариантом имел дело давно, но при большом желании можно его реализовать и сегодня).

Увидел тут еще новый для себя термин."ПО для загрузки". Что это такое? Что загружается с помощью такого ПО?

Несколько минут думал над смыслом этого термина

Приложения общие для повышения эффективности бизнеса и приложения для домашнего пользования, отдельно реализуемые

Так и не смог понять, что такое "отдельно реализуемые". Но понял, что ограничения не распространяются на приложения "не реализуемые отдельно", а также на приложения, не предназначенные для повышения эффективности бизнеса". А поскольку госорганы, говорят, бизнесом не занимаются, то они могут использовать любые приложения.

Еще очень понравился пункт 10 – "Оригиналы программного обеспечения прочие". Это заставило вспомнить другое бессмертное произведение ("Золотой теленок") с его универсальное резолюцией "а также всем, что понадобится впредь".

3. Основной объем Проекта Постановления занимает еще одно важное приложение: "ПРАВИЛА формирования и ведения реестра отечественного программного обеспечения"

Там тоже много любопытного и не очень понятного, но я остановлюсь на одном пункте – "Условия внесения сведений о программном обеспечении в реестр", из которых я хотел бы выделить два условия:

- исключительное право на него принадлежит РФ, субъекту РФ, муниципальному образованию, российской коммерческой или некоммерческой организации, гражданину России;
- общая сумма выплат по лицензионным и иным договорам в пользу иностранных лиц не превышает 30% от общей выручки правообладателя.

Вот как определяются там "российские организации":

российской некоммерческой организации, высший орган управления которой формируется прямо и (или) косвенно Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями
и (или) гражданами Российской Федерации и которая не признается контролируемой иностранным лицом российской организацией;
российской коммерческой организации, в которой суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образования, некоммерческих организаций, указанных в абзаце пятом настоящего подпункта, и граждан Российской Федерации составляет более 50 процентов и которая не признается контролируемой иностранным лицом российской организацией;

Формулировки типа "не признается контролируемой" являются крайне расплывчатыми и потому позволяют самое произвольное толкование. Но еще больше вызывают сомнения конкретные цифры (30% и 50%). Получается, что компания должна раскрывать свои коммерческие нюансы, причем каким-то образом доказывать их (проводить аудит?). При этом хорошо известно, что такие вещи довольно легко обходятся через промежуточных бизнес-агентов.

В заключении я хочу попросить читателей высказать свои ответы (в комментария или в письме – kolesov@pcweek.ru) на такие два вопроса:

1. Как вы расцениваете шансы "Проекта Постановление" – будет ли оно подписание премьером?
2. Окажется ли постановление на ситуацию с госзакупками ПО для госнужд в случае его принятия?


Спасибо.
Фото:
Сергей Голубев
По-моему, всё достаточно прозрачно. Представь, что командир полка доводит до л/с приказ, что через неделю будет ужесточён контроль за проносом спиртного через КПП. К чему это приведёт? Только в тому, что за эту неделю все нычки будут забиты водкой.
Проект — это просто сигнал госконторам как можно быстрее закупаться импортным ПО.  
Колесов Андрей
А постановление так и не примут. Т.е. МКС выступает в роли прямого лоббиста западных компаний. Я это уже и раньше отмечал - продвигают зарубежные ОС, устраивают им презентации.

Да, тут объявили, что индексировать заплаты чиновникам не будут. Нужно крутиться... :)  
Сергей Голубев
Возможно, и не примут :). Но дело-то уже сделано :).