НовостиСобытияКонференцииФорумыIT@Work
Государство и ИТ:

Блог

Знакомство с бета-версией Единого портала государственных и муниципальных услуг

Андрей Колесов
07.05.2015 09:33:57

Вчера пресс-служба Минкомсвязи сделала анонс:

Цитата
проверить и оплатить штрафы за нарушения правил дорожного движения теперь могут все пользователи, прошедшие упрощенную регистрацию на бета-версии Единого портала государственных и муниципальных услуг (ЕПГУ)


Признаться, меня эта новость не сильно вдохновила в плане оценки "прогресса в деле электронизации госуслуг", учитывая то, что подобное достижение для уже совсем не юного портала трудно считать выдающимся – такую услугу можно получить на целом ряде сайтов, в том числе, вообще без какой-либо регистрации (а оплата все равно проводится через банковские сервисы).

Но все же было любопытно, как работает механизм "упрощенной регистрации" и что представляется собой новая версия портала.
В общем, я завел себе на портале еще одну, упрощенную, учетную запись. Она создает с помощью номера мобильного телефона, который служит идентификатором аккаунта. Номер основного свое телефона я не смог использовать, поскольку он уже был "вбит" в данные мноего СНИЛС-аккаунта (система нашла его и не приняла в качестве нового идентификатора). Пришлось воспользоваться запасным номером.
Процедура очень простая: после ввода номера производится проверка его подлинности (через присылку по СМС одноразового кода), потом вы вводите придуманный пароль и вперед!

В целом, идея с регистрацией выглядит позитивной, хотя и не до конца понятной. Самое главное непонятное – почему к вполне очевидному механизму регистрации авторы ЕПГУ пришли только спустя несколько лет (кажется, уже пять?).

Идея же выглядит так:
Вы сначала проходите "упрощенную" регистрацию (как это описано выше), получаете статус "упрощенного" пользователя с доступностью некоторого минимуму услуг. А потом по мере заполнения своего профиля ваш статус повышается – сначала до стандартной, а потом – до подтвердженной (с последовательным расширением списка услуг). Для получения статуса "подтвержденный" нужно проходить какую-то очную процедуру идентификации вашей личности (типа, прийти в МФЦ и показать паспорт).



Такая последовательность повышения статуса понятна, в том плане, что человек сначала, как бы, знакомится с возможностями портала, а потом, поняв, что ресурс полезен для него, сознательно повышает свой уровень. (Сильно удивило название "Запомненные данные" - как-то режет глаз и слух.)

Но вот, что не понятно: почему эта идея реализована так сложно?

Все это давным-давно реализовано на массе Web-ресурсов, но жизнь показывает, что достаточно двух уровней – неавторизованного и авторизованного доступа.
То, что на ЕПГУ делается с помощью "упрощенной авторизации, можно и нужно делать вообще без авторизации. Ведь в любом случае "упрощенные услуги" получаются по совсем другим идентицикационным данным. И на других сайтах их можно получить без лишней авторизации.



Если уже говорить об "подтвержденном" статусе, то не понятно, для чего нужно очно удостоверять свою личность где-то.
Ведь по номеру мобильного телефона легко определяются ваши подлинные паспортные данные (они прописаны при регистрации СИМ-карты).

Но все же посмотрим, как выглядит бета-версия нового ЕПГУ.
Дизайн тут веселенький:



Но все же старый вариант мне видит более функциональным, хотя бы потому, что тут сразу видны телефоны техподдежки (что бывает очень важно, потому они на порталах показываются на видном месте).



Услуги на новом портале доступны только после авторизации. Нажимаю кнопку "Войти" и попадаю… на старый сайт!



А после идентификации – все же на новый.
Проверяю свою штрафы ГИБДД. Почему-то нужно вводить два параметра – и номер авто и номер регистрации (зачем это? ведь эти два параметры однозначно дублируют друг друга).



Проверяю и получают ответ:



Вроде бы хорошо, но не очень. Как и раньше – скорее, плоховато.

Обратите внимание на два момента
1. Полученный результат не является юридически значимым. Я его никому нигде не могу представить. Если бы ответ был прислан мне хотя бы по СМС на указанный в моем идентификаторе номер телефона (а еще лучше – по электронной почте), то это было бы вполне юридически значимо.

Что мешает (уже много лет) сделать отправку результата поиска по юридически значимом виде?

2. Формулировка "Штрафов не найдена" – очень двусмысленна, "юридически незначима". "Не найдено" – это еще не означает, что "штрафов нет".

Резюме. Новый дизайн выглядит повеселей. С функциональной точки зрения все как-то выглядит по-старому. Зачем-то нужна авторизация для вещей, где она не нужна. Актуальная услуга штрафов юридически незначима…

Может быть, все же Минкомсвязи стоило отдать работу по созданию портала тем, кто это умеет делать?

Комментариев: 0

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут добавлять комментарии