НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
Государство и ИТ:

Блог

"Открытое правительство": в поисках законопроекта

Прочитав сегодня пост Ольги Звонаревой В деле предоставления электронного экземпляра изданий в РГБ есть продвижение, решил познакомиться с законопроектом "О внесении изменений в федеральный закон "Об обязательном экземпляре документов", суть которого заключается в реализации "революционного" изменения в деле архивном хранении издаваемых в России книг и защищаемых диссертаций: наряду с обязательными бумажными копиями должны будут сдаваться (если закон будет принят) и электронные копии.
Сразу скажу: поиски (не только с моим участием) оказались безрезультативными: найден вариант законопроекта годичной давности, но каков текст того, что правительство намерено передать в Госдуму – остается пока загадкой.
[spoiler]
Интерес мой вызван тем, что мне пришлось писать по этой теме два раза – в феврале (Правительство вновь озаботилось оцифровкой выпускаемых печатных книг. Когда дело дойдет до реализации "забот"?) и в марте (Книжные издательства опасаются государства)

Законопроект был подготовлен Минкультуры еще год назад и долгое время лежат без движения (непонятно где). О нем вспомнили в феврале, кажется, толчком стал пожар в библиотеке ИНИОН. Но тут выяснилось, что экспертные дискуссии по проекту активно шли еще осенью и отзывы представителей заинтересованных сторон (в первую очередь книжно-издательского сообщества) были в основном отрицательные.

То есть против очевидной идеи сдавать на хранение электронные копии книг никто в принципе не выступал, но говорилось о том, что нужно более четко определить целый ряд вопросов по обеспечении хранения электронных копий и по обеспечению соблюдения авторских прав.

Дискуссии на эту тему резко возобновились после того, как Правительство все же решило заняться законопроектов, они продолжались в феврале-марте. А 23 апреля Правительство на своем заседании утвердило законопроект и постановило отправить его на рассмотрение в Госдуму (почему-то премьер Медведев подписал постановление на этот счет только три недели спустя, 13 мая). Но какой же именно вариант законопроекта утвержден правительством? В какой мере и как именно в нем учтены высказанные замечания и предложения?
Это пока остается тайной. Практически все публикации в СМИ на этом счет основаны на пресс-релизе Минкультуры на этот счет и краткого текста на сайте Правительства. Но нигде самого текста утвержденного правительством законопроекта нет.

По отрывочным новостным публикациям можно сделать вывод, что какие-то изменения внесены. В частности, что будет сдавать не три электронные копии (в три библиотеки), а только две, причем одна в РГБ ("Ленинку"), а одна – в некий резервный центр (о нем в начальном варианте законопроекта даже не упоминалось).
Но как все это выглядит в законопроекте? Пока это остается тайной…

А вопросов по законопроекту действительно много.

Самое главное: не очень понятно, для чего Минкультуры собирается собирать электронные копии книг и диссертаций?

Как известно, архив решает в общем случае две основные задачи:
1) долгосрочное (и порой даже вечное) хранение контента для будущих поколений
2) возможность доступа к контенту со стороны общественности уже сегодня.

И по тому и по другому пункту есть проблемные вопросы:
1) как именно Минкультуры собирает обеспеченивать долгосрочное хранение электронных документов (при том, что его представители, в том числе из Росархива, упорно утверждают, что долгосрочное хранение электронных документов – это неразрешимая задача)?
2) как министерство собирается гарантировать авторские права на книжную продукцию?

Собственно, основная критика законопроекта заключалась в том, что из законопроекта можно было сделать вывод, что основная его цель не долгосрочное хранение, а как раз упрощение тиражирования книг Министерством (в частности, через проект Национальная электронная библитека). Против чего, естественно, резко выступали книгоиздатели…

Чем же закончился этот конфликт (на уровне правительственного утверждения) остается загадкой.
Вот такае "открытое правительство", понимаешь….