НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
Государство и ИТ:

Блог

Как мы будем бороться с зарубежными онлайновыми магазинами?

В развитие вчерашнего поста "Подготовка к отключению в России зарубежных соцсетей идет своим чередом" сегодня появилась новость:

Решением суда Роскомнадзору предписано заблокировать некоторые приложения из App Store и Google Play, по которым доступна экстремистская литература. Это будет первый случай блокировки приложений, утверждают в ведомстве…

Кстати, в дискуссии по вчерашнему посту разговор шел о том, нужно ли использовать для решения таких вопросов суд или вернуться к проверенной советской практике "революционных троек". Но вот – есть именно судебное решение! Дело за малым – привести его в исполнение. Очень интересно, как РКН будет исполнять решение суда. Дело видится непростым,
[spoiler]
И данные случай, как мне кажется, наглядно показывает, что в современном ИТ-мире традиционные методы "держать и не пущать" не очень хорошо работают. Или не работают вовсе…

Со статическими Web-ресурсами дело обстоит, более-менее понятно: берем и блокируем к ним доступ. Правда, и тут все подобные приемы – это больше имитация борьбы, чем реальная борьба с реальными результатами. Ведь Интернет-контент может плодиться быстрее кроликови расползаться быстрее тараканов. Все это было хорошо видно на недавнем примере опубликованного в Интернете доклада "Путин. Война": официальный сайт проекта сразу же оказался недоступен в результате неофициальной хакеровской атаки, но атака оказалась бесполезно – доклад уже был "отзеркалирован" на десятке ресурсов, числе которых могло быть легко расширено, а найти их можно было через десяток поисковиков.

Т.е. получается, что борьба на уровне блокировки доменных адресов – бесполезное дело. Нужно проводить фильтацию информационного потока с помощью анализа контента, а это дело ОЧЕНЬ сложное и ОЧЕНЬ дорогое. А уже если трафик идет зашифрованный, то тем более. Не уверен, что это даже Гуглу или АНБ по силам.

Итак, нашему суду не понравилось, что в Google Play и AppStore продаются запрещенные в России книги (например, некая "Крепость  массульманина"), которые могут скачиваться пользователям в России. И что теперь делать? Суд постановил заблокировать ссылки на страницы, где продаются эти книги.

Дело нехитрое, отработанное. А если эти страницы сменять свои адреса? А если они переедут на десятки других сайтов, где тоже представлен ассортимент магазинов Google и Apple?

Если покупатель пользуется Web-доступов, то блокировка станицы поможет. А если они производит операции через мобильное приложение Google Play, которое работает все Web-протоколов и не c Web-адресами?

Новые технологические реалии радикально отличаются от того, что мы имели во времена сугубо физических объектов.

Как было раньше: советский человек ехал за границу (пройдя нужные процедуры проверки на благонадежность "где надо" и на морально-политическую устойчивость в ближайшем райкоме КПСС). Там, за кордоном, они был свободен в поступах, в том числе мог купить продаваемую там "нежелательную у нас" литературу.
Но разве советский суд ("самый гуманный суд в мире") выносил только решения об изъятии этих книг из ассортимента какого-то зарубежного магазина? Нет, это было нереально, в том числе и потому, что того магазин совсем не обязан выполнять решения иностранного суда о том, как ему работать у себя дома.
Все было иначе: запрещенную книгу изымали у гражданина при пересечении границы при возвращении домой, когда он попадал в зону местной юристдикции.

Получается, что и сейчас нужно устраивать какой-то погранично-таможенный досмотр информационных потоков "оттуда". Но как это сделать? И нужно ли? Возможно ли это в современных технологических условиях?

Причем – обратите внимание: нужно проверять не только Интернет-трафик, но проверять на границе все физические объекты, способные хранить информацию – компьютеры, флешки, смартфоны….
В общем, не знаю, что как РКН будут исполнять предписания суда в отношении Google и Apple, но то, что это будет совершенно бесполезно с точки зрения задачи борьбы с нежелательным контентом – это мне абсолютно ясно.

Колесов Андрей
Из ближайших я знаю только одно - на Лубянке.
Но я немного знаю специфику этого ведомства: само местонахождение ее офисов является строгим секретом.
Владислав Артюков
О, это "Секрет Полишинеля"!

В Самаре есть здание ФИАН.

Тогда еще на нем не было большой вывески "ФИАН".

Едем в трамвае, молодой человек в форме без опознавательных знаков (очевидно, командировочный) пытается уточнить свой маршрут.

После пары-тройки уточняющих вопросов я говорю: "А, Вам в ФИАН, на следующей остановке".  Он моментально стал очень озабоченным и прекратил общаться.  :)  
Колесов Андрей
Да, это все тоже давно известно.
Я имел дело в весьма секретными структурами. И давно пришел  к выводу, что основным нашим секретом является отсутствие секретов. В частности, отсутствие технологий, которые можно было бы украсть.  Главный наш секрет - наше технологическое отставание.