Эксперты РАЭК считают, что среди законодательных инициатив, предлагавшихся за 11 месяцев 2015 г. нейтральными или положительными являются 38%. Для сравнения: по оценкам РАЭК, за период 2013-2014 годов, доля таких законопроектов была всего 23%, при том что количество инициатив за год слегка выросло. “Стоит также отметить, что среди отрицательно оцениваемых инициатив наблюдается достаточно большое (примерно пятая часть) количество заведомо “непроходных” предложений, которые вносились отдельными депутатами для повышения собственной цитируемости в СМИ и создания общественного резонанса. По нашей оценке, доля таких законопроектов в 2016 году увеличится”, -- считают эксперты РАЭК.
Более того – в РАЭК подготовили 31-страничную “Таблицу законодательных инициатив, касающихся сети Интернет, за январь 2015 – ноябрь 2015 г”, в которой (см. ниже) использованы различные цвета для оценки качества упомянутых в ней законопроектов с точки зрения их влияния на Интернет-отрасль (резко отрицательная, отрицательная, нейтральная, положительная, крайне положительная, неоднозначная и так далее).
Вот (см. ниже) один из, мягко говоря, не очень понятных законопроектов, на который стоит обратить внимание
Им является проект федерального закона “О внесении изменений в Закон Российской Федерации “О защите прав потребителей”, разработанный во исполнение поручения заместителя председателя Правительства Российской Федерации О. Ю. Голодец от 11 июня 2015 года № ОГ-П12-3866, направленного на совершенствование государственного управления в области защиты прав потребителей, приобретающих товары через Интернет.
Данный законопроект предлагает ввести понятие “агрегатор товаров (услуг)”, которым следует обозначать организации (независимо от их организационно-правовой формы), а также индивидуальных предпринимателей (не являющихся продавцом (исполнителем), размещающих на своем сайте (странице сайта) в сети Интернет по договору с продавцом (исполнителем, изготовителем, импортёром) от его имени или от своего имени информацию о товарах (услугах), реализуемых по договору купли-продажи (договору возмездного оказания услуг), обеспечивающие на таком сайте прием сообщений от потребителей о намерении заключить договор купли-продажи (договор возмездного оказания услуг) в отношении соответствующего товара (услуги) с продавцом (исполнителем), осуществляющие прием денежных средств за эти товары (услуги).
Эксперты РАЭК полагают, что предлагаемая редакция данного законопроекта не решает задач, обозначенных в пояснительной записке к нему, но при этом несет в себе ряд существенных рисков для хозяйствующих субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность, как в сфере продажи товаров с использованием сайтов в сети Интернет, так и в сфере информационных технологий (СМИ, информационные ресурсы и др.). Эксперты РАЭК считают, что принятие данного законопроекта в предложенной версии является преждевременным. Более того – в РАЭК подготовлена предварительная версия текста законопроекта, которая могла бы в дальнейшем обсуждаться с участием экспертов.
Фрагмент “Федерального портала проектов нормативных правовых актов”