НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
Государство и ИТ:

Блог

Ох уж эти СНиПы!

Создание автодорожных телекоммуникационных сетей стало одним из вопросов, поднятых на конференции "Transport Networks Russia 2016” в Москве. На эту тему выступил Геннадий Кирюшин, председатель совета директоров сотовой компании СМАРТС, которая была в числе первых операторов мобильной связи в стране и существует уже более 20 лет. СМАРТСу, как местному оператору, выросшему из Самарской области и охватившему связью ряд других областей Поволжья и Центральной России, необходимы были телекоммуникационные линии более, чем в 10 регионах РФ. Их нужно было построить и руководители компании решили проложить волоконно-оптические линии связи (ВОЛС) вдоль автомобильных дорог в полосе отвода. [spoiler]
Но оказалось, что их здесь не ждут: наши замечательные строительные нормы и правила (СНиП) этого не предусматривают. Так СМАРТС инициировал проект развития общедоступной волоконно-оптической инфраструктуры региональных и магистральных сетей связи в РФ на основе современных методов строительства транспортной многоканальной коммуникации (ВОЛС ТМК) в обочине автомобильных дорог. На этой основе возможно предоставление не только услуг связи общего пользования, но и построение сетей технологической связи и интеллектуальной транспортной сети (ИТС) Минтранса, сетей связи силовых структур, федеральных и региональных органов власти, государственных и коммерческих организаций.
Выяснилось также, что есть даже рекомендации Международного союза электросвязи (МСЭ/ITU) по такого рода телекоммуникационным линиям, но они пока в наши СНиПы не попали. Так что ВОЛС ТМК предлагается делать в соответствии с рекомендациями МСЭ-Т L.48 путем прокладки в обочине дороги минитраншейным способом пакета от 2 до 10 защитных полиэтиленовых микротрубок, объединенный в моноблок, с последующей пневмопрокладкой в них оптических микрокабелей разной емкости.
Строительство ВОЛС в полосе отвода автодорог – самый надежный и современный способ организации транспортной инфраструктуры магистральных сетей в мире, уверяет Кирюшин. При нем в два раза сокращаются расходы и сроки проектирования ВОЛС. А между тем интеллектуальная дорожная инфраструктура (SmartRoad) становятся одним из самых значимых элементов Интернета вещей (IoT) в плане обеспечения безопасности дорожного движения, управления автомобильным трафиком и повышения качества сервиса для пользователей автодорог, а также обеспечения сбора средств на развитие дорожной инфраструктуры.
В экосистему «умных дорог» и ИТС сегодня включают решения для сбора и обработки данных о транспортных средствах и дорожной инфраструктуре с целью принятия решений, включая детекторы транспортного потока; адаптивные (умные) светофоры; средства автоматической фиксации нарушений ПДД; электронные средства безостановочной оплаты проезда; паркоматы; подключенные информационные табло; системы автоматизированного управления освещением; а также другие подключенные объекты (например, автоматические дорожные метеостанции, дорожные контроллеры и пр.).
Вообще-то волынка вокруг прокладки кабелей вдоль дорог длится уже не один год. Вначале авторам проекта просто морочили голову, потом нехотя стали говорить: надо, мол, построить опытную зону и доказать, что предложение работоспособно и из-за ваших кабелей вся дорога не развалится, а потом, если понадобится, будем корректировать СНиПы. Сейчас руководством Самарской области согласована опытная зона на проектирование и строительство объекта на участке трассы Сергиевск – Камышла. Если ничего не случится, то практическая реализация пилотного проекта начнется в апреле нынешнего года.
От себя добавим, что пока оператор связи обивал пороги ведомств и добивался разрешения на прокладку кабелей вдоль дорог, в судьбе самого СМАРТСа произошли серьезные изменения. В лучшие годы этот поволжский оператор оценивался в 1 млрд. долл. и к нему приценивались все лидеры сотового рынка страны. Но потом стоимость данного актива на рынке стала падать и владельцы начали распродавать его по частям. Я не знаю, сколько они выручили в итоге, но не удивлюсь, если им теперь досталась лишь малая часть того, что они могли получить еще несколько лет назад. Такая вот околодорожная история.