[spoiler]На мой взгляд, у критического отношения к подобному способу решения проблем есть две основные причины. Во-первых, менталитет — обращения во всевозможные органы принуждения у значительной части общества пока ещё ассоциируется с банальным доносом. Оспаривать такую позицию бесполезно — её изменит (или не изменит) только время.
Во-вторых, привлечение ФАС воспринимается многими как откровенно антирыночный метод. Мол, не смогли победить в честной конкурентной борьбе и обратились за помощью к государству. Именно эта позиция заслуживает отдельного обстоятельного обсуждения.
Я не сторонник доктрины «пусть погибнет мир, но свершится правосудие», поскольку всему нужно знать меру. Однако, я считаю необязательность соблюдения законов чуть ли не главной проблемой России. Самая плохая составляющая этой проблемы — законы государства не выполняет само государство.
Если есть постановление о запрете допуска иностранного ПО для госзакупок, то госслужащие обязаны его выполнять. Или уйти с госслужбы. Никаких других вариантов тут нет и быть не должно.
Но это не главная причина целесообразности привлечения ФАС к решению проблемы неисполнительности госслужащих. Поскольку и сама неисполнительность — дело второстепенное.
На мой взгляд, основная требующая решения задача, возникающая в процессе наведения порядка в госзакупках — уход от обсуждения юридических, политических, рыночных и прочих «болтологических» аспектов и перевод его в сугубо техническую плоскость. «Что конкретно у вас не работает?» — именно с этого должен начинаться любой анализ допускаемых в постановлении исключений. Причём, ответ должен опираться только на функции государственного учреждения, а не на непонятно кем и когда принятые стандарты.
Последнее условие сразу решит вопрос с необходимыми характеристиками и требуемой функциональностью. В этой связи я вспоминаю некоторые разговоры с учителями во времена школьного проекта. Они были примерно такими.
— Вот видишь, свободный офис открывает документ неправильно. Поэтому без MSOffice пока никак.
— А что это за документ? Он Вам очень нужен для работы?
— Для работы он мне вообще не нужен. Это начальство сверху прислало.
— То есть, учебному процессу от этого документа никакой пользы?
— Учебному процессу от него один вред. Вместо подготовки к завтрашним урокам я сяду это бумажки заполнять.
Вот такая вот обратная сторона у требуемой функциональности. Мало того, что она стоит больших денег, так от неё ещё и сплошной вред для основной функции государственного института.