НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
Государство и ИТ:

Блог

Об ИТ-автоматизации социально-медицинской сферы

Разговор с Олегом Симаковым (заместитель руководителя по ИТ ФГБУ «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы» Министерства труда и социальной защиты РФ) состоялся еще в начале лета, но из-за отпускной поры публикация статья получилась только сейчас ("Импортозамещение: когда интересы заказчика и государства совпадают"). Но тема ИТ-автоматизации социально-медицинской сферы даже в первом приближении не закрыта, мы находимся в самом начале этого тяжелого и долгого процесса.
[spoiler]
То, что прогресс есть – это в целом вполне понятный факт. Вопрос в другом – насколько он быстрый и эффективный. Ведь черепаху тоже нельзя обвинить в том, что она стоит на месте, она движется, причем обычно даже вперед…
Поспевает ли этот процесс за тем, что называет "веление времени"? Насколько эффективно используются новые технологические возможности?
Вот вопросы, на которые хотелось бы получить ответы…

Я немного знаком с тематике медико-социальной экспертизы как пользователь. Где-то 10-12 лет назад сам проходил такие проверки. Это было не очень простое дело. Для прохождения ежегодной экспертизы нужно было предварительно пройти ряд процедур (анализы, осмотры у нескольких врачей) и собрать пакет документов в местной поликлинике.
Что изменилось за это десятилетие? Не знаю, как в других местах, но за наш район Преображенское могу сказать точно: стало хуже, сложнее… Как раз в августе собирал такой пакет для небольшой операции…

Там было нужно собрать около десятка разных "бумаг". Опишу только один процесс: рентгеновский снимок черепа…

1. Записался к терапевту.
2. Пришел на прием к терапевту, доктор выписала направление на снимок.
3. Отнес направление на сестринский пункт (с-пункт), отдал. Мне сказали, что его нужно подписать у заведующей, нужно за ним прийти через два дня.
4. Пришел через два дня, нашли подписанное направление, сказали, что нужно мне еще пойти в другой кабинет (к еще одному заведующему) и подписать там.
5. Пошел в кабинет, подписал. Там мне сказали, что теперь нужно идти на ресепшн (так теперь регистратура называет),  там уже записаться на рентен и получить талон.
6. Пришел на ресепшн, получил талон на завтра.
7. Завтра пришел, сделали снимок, сказали, то можно будет получить через три дня на с-посту.
8. Пришел через два дня, получил снимок с описанием…

А теперь посчитайте трудоемкость процесса. Ну, трудозатраты клиента считать не будем, перефразируя "Швейка" – пусть пенсионеры и инвалиды разминают суставы.
Посчитайте, сколько времени затратили медработники и столько бюджетных денег потребовалось для оплаты эти операций…

Возвращаемся к ИТ. Можно ли повысить эффективность данного бизнес-процесса с помощью ИТ?

Я думаю, что нельзя. Тут ИТ не помогут. Тут нужно менять на организационно-правовом уровне…
Более того, для повышения эффективности тут ИТ вообще не нужны – главного эффекта можно достичь именно на организационно-правовом уровне.

А теперь самое непонятно: я делал подобный же снимок пять лет назад. И тогда описание бизнес процесса занимало на 8 пунктов, а 4.

Ну, в конце напомню известную истину: автоматизация запутанного бизнес-процесса приводит лишь к повышению его запутанности.
Так что к теме ИТ-автоматизации медико-социальной сферы мы будем еще возвращаться и возвращаться.
Колесов Андрей
О каком ИИ может идти речь, если люди не умеют управлять простейшими бизнес-процессами?
Вячеслав Полионов
Вы каких людей имеете в виду? Врач не должен разбираться в бизнес-процессе. Это дело чиновников от медицины, которые должны поставить врачу соответствующую инструкцию. Но я о другом писал: надо перед ИТ отраслью серьезные задачи ставить. На уровне сегодняшнего дня. А не в детские  игрушки играть, типа пересылки  бумажек из кабинета в кабинет, хотя и в "цифровой" форме, или записываться в очередь. Серьезные задачи будут серьезные люди решать, да и у медицинского сообщества к ним будет серьезное отношение. Тут нужна совместная работа айтишников с медиками, но, по-моему, хоть и создана какая-то компашка по телемедицине, но об успехах в этой области не слышно. Вот давайте через прессу подтолкнем эту работу. Ведь там необъятная область новых решений, которые могут стать прорывными..
Колесов Андрей
Мы говорим о каких-то разных вещах и на разных языка :-)

При чем тут ИТ и при чем тут какие-то компашки?

Люди, которые занимаются организацией бизнес-процессов в поликлинике не могут организовать простейшие процессы...
Если они не модут сделать, как вы говорите, детские процессы, то о каких более сложных может идти речь? О чем вы?