НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
Государство и ИТ:

Блог

В новый 2018-й год – с новыми "электронными" законами!

В одной из постновогодних радиопередач услышал примерно такую мысль: "Новый год – это чисто символический рубеж. Традиционное пожелание – "с новым счастьем". А откуда оно "новое" возьмется? Это примерно, как ожидать "начало новой жизни" в понедельник, хотя новый понедельник на практике ничем не отличается от предыдущих"…

С одной стороны, с этими тезисами можно согласиться – никаких революционных изменений 1-го января по сравнению с 31-м декабря ждать не стоит, жизнь течет эволюционным способом, и уж точно не стоит ждать "чудес". Но, с другой стороны… Как раз с 1 января традиционно происходят именно скачкообразные изменения в виде вступления в силу новых законов, которые так или иначе влияют на нашу жизнь. Конечно, такие изменения в законодательстве происходят и с другие времена года, но, наверное, как минимуму половина из них приходится именно на Новый год.
[spoiler]
А поскольку нам "повезло" жить в эпоху "цифровой трансформации" и доля "электронной законодательной" части в новом законодательстве неизменно растет. Более того, именно новшества электронного законодательства вызывает наибольший общественный интерес, широко обсуждается в СМИ, является предметом бытовых дискуссий на кухне или за праздничным столом. Наверное, если попробовать определить самый обсуждаемых закон последних лет, то скорее всего, это будет "закон Яровой", причем именно в его "электронной" составляющей.

Новшеств по электронному законодательству нас ожидает много. Но уже сейчас возникает целый ряд вопросов (причем вопросов достаточного старых) по поводу того, как именно они (новшества) будут реализовываться на практике и какие последствия они будут иметь как для пользователей, так и для бизнеса. К сожалению, нужно констатировать, что подход к законодательству методом "проб и ошибок" (сначала примем законы, а потом будем смотреть как они будут работать, да и нужны ли они) у нас сохраняет актуальность.

Что же нас ожидает в новом году?

В действие вступает закон о запрете анонимности в мессенджерах. Но что будет означать это на практике? И что такое собственно "анонимность"? Означает ли это возможный запрет популярных в России мессенджеров?

Теперь больничные листы могут выдаться не только в традиционной бумажной, но и в электронной форме. Что это означает для работников и работодателей? Готовы ли к этом медицинские учреждения? Как будут обеспечиваться долгосрочное хранение электронных документов и их юридическая значимость?


ГИБДД теперь должны проверять у автовладельцев наличие ОСАГО не по бумажному документу, а по электронным базам. Но вот вопрос: будут ли автовладельцы иметь доступ к этим базам данных, чтобы быть уверенными, что у них все ОК?

С 1 января 2018 года вступает в силу Федеральный закон от 26.07.2017 N 187-ФЗ "О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации". Важность этого законодательного акта видна уже хотя бы потому, что он принять именно в виде самостоятельного закона, а не в виде поправок к действующим законам.

Это далеко не полный список новшеств нашего электронного законодательства.
И со всем этим нужно разбираться.
Что мы и собираемся делать в последующий публикациях.