Космическая орбита Земли представляет собой, образно говоря, скоростное шоссе в часы пик: кроме аппаратов для подвижной и стационарной спутниковой связи по ней с большой скоростью перемещаются военные устройства для спецсвязи и разведки, специальные приборы для аэрофотосъемки и наблюдения за земной поверхностью и пр. Вместе с этим здесь можно обнаружить две действующие группировки орбитальных аппаратов, обеспечивающие десятки миллионов пользователей точными координатами местности для прокладки курса морских судов, авиалайнеров, автомобилей и т. д. С их помощью возможно высокоточное определение времени, координат и скорости движения объектов, оснащенных навигационными приемниками. Эти системы глобальной навигации (GPS и ГЛОНАСС) в составе разнообразных ИТ-систем и решений используют и частные абоненты и корпоративные.

Показатели рыночных сегментов

Российский и мировой рынок систем GPS-навигации развивается весьма впечатляющими темпами. Прогнозируемый мировой доход от использования систем ГЛОНАСС, GPS и Galileo (европейский аналог американской GPS) в 2010 г. составит 60 млрд. евро, а к 2013-му объемы рынка утроятся по сравнению с 2010-м. По другим данным (прогноз НИИ космического приборостроения), к 2009—2011 гг. общий объем рынка навигации (включая ГЛОНАСС) составит без малого 200 млрд. евро. В мире на настоящий момент выпуском GPS-навигаторов занимаются чуть больше полутора сотен вендоров, которые в сумме представляют более 500 моделей устройств.

Самый быстрорастущий сегмент этого рынка — модифицированный класс устройств: смартфоны и коммуникаторы со встроенными GPS-модулями. По данным аналитической компании Parks Associates, продажи таких мобильных устройств будут расти почти на 40% ежегодно в течение следующих пяти лет, и в 2012 г. объем рынка достигнет 834 млн. шт., что, по оценкам Research and Markets, составит порядка 78% рынка мобильных терминалов. Указанная тенденция полностью отражает увеличение спроса на комбинированные продукты, включающие в себя инструменты спутниковой навигации. При этом, считает ABI Research, к тому же 2013 г. доля персональных спутниковых навигаторов, обладающих встроенными средствами сотовой или Wi-Fi-связи, достигнет 34% от всех проданных устройств такого типа.

Для компаний-разработчиков сегодня актуальны разработки не односистемных GPS-устройств, привязанных к американской системе навигации, а двух- и трехсистемные решения, с учетом планов развития российской системы ГЛОНАСС и европейской Galileo.

Статистика по России скромнее. По информации Алексея Потапова, в 2008 г. по сравнению с 2007-м объем российского рынка GPS-навигаторов может вырасти более чем в два раза. Только автонавигаторов с поддержкой GPS, по его мнению, будет реализовано 250 тыс. шт. Всего же, отмечает Сергей Северов, на российском рынке будет продано порядка 400 тыс. GPS-приемников различных конфигураций.

Основными тенденциями на рынке GPS-навигаторов, встроенных в мобильные терминалы, являются постепенное снижение цены таких модулей и активная замена менее функциональных решений на новые. При этом, по мнению специалистов компании Nokia, наблюдается стремительное увеличение спроса и предложения на рынке мультимедийных решений со встроенным GPS-приемником — предпочтения пользователей будут на стороне многоцелевых устройств. Основной фокус вендоры сосредотачивают на разработке и совершенствовании конвергентных устройств “все в одном”, подключенных через Интернет к необходимым сервисам, содержащим самую последнюю и обновляемую информацию.

Отмечается увеличение решений, в которых пользователь может получить представление об окружающем мире не только с координатами X, Y, но и Z (скажем, Google Maps, где есть карты с 3D-моделями зданий). Кроме того, будет развиваться класс смежных устройств — на стыке обычного навигатора и фототехники — так называемые фотонавигаторы. Один из интересных примеров — PND Camera компании Mio, в которой объединены 3,5-дюймовый сенсорный экран, встроенный приемник GPS с загруженными объектами инфраструктуры (POI), оптический трансфокатор. При съемке местности камера будет автоматически фиксировать GPS-координаты каждого снимка, и пользователю не придется вспоминать, где, когда и что он фотографировал. Впоследствии эти данные легко могут быть перенесены на любую электронную карту (к примеру, Google Earth) и быть привязанными к любым объектам.

Таким образом, дальнейшее развитие GPS-сервисов будет связано с контекстными сервисами: определением наиболее оптимального пути из одной точки в другую, получением дополнительной информации о точках интереса (заправки, кафе, стоянки, гостиницы по пути следования), о пробках в режиме online, стоимости платных дорог, о новых маршрутах (с фотографиями, рекомендациями и отзывами других людей). Отметим, что в современном мире ценна уже не просто общая информация, а совершенно конкретная, необходимая именно сейчас и именно для данного случая.

В настоящее время, по мнению специалистов Nokia, самыми острыми сдерживающими факторами для развития навигационных сервисов остаются нехватка актуальных электронных карт и высокое энергопотребление самого навигационного GPS-чипа. Пока эти проблемы более чем актуальны, но несмотря на то, что добавить GPS-модуль гораздо сложнее, чем функционал EDGE или SMS, количество устройств с поддержкой навигации растет — ведь этот сервис нужен всем, а возможности развития и применения навигационных сервисов ограничены лишь фантазией разработчиков.

Особенности спутникового “железа”

Любая система спутниковой навигации (ГЛОНАСС, GPS, будущая европейская Galileo) состоит не только из космического сегмента (24—30 навигационных спутников на средних орбитах с расстоянием 20 тыс. км от Земли), географически распределенного сегмента контроля и систем управления этими спутниками, но и пользовательского сегмента — навигационной аппаратуры потребителей, в быту называемой спутниковыми навигаторами, или спутниковыми приемниками. Отметим, что для рядового пользователя радионавигационной системы устройства приема сигналов от спутниковой группировки должны быть удобными, надежными, информативными и относительно дешевыми: именно это создает массовый спрос и пристальное внимание со стороны корпоративных клиентов.

Существует несколько основных приложений для пользовательских навигационных устройств.

1. Автономный навигатор пользователя (пешехода, путешественника, рыбака, охотника и т. п.), который определяет местоположение (широта, долгота, высота над уровнем моря) и, возможно, позиционирует это на цифровую карту с точностью до 10—15 м.

Рынок таких устройств стабилен, и особых всплесков активности на нем не предвидится. Обычно они имеют продолжительное время автономной работы и нередко нестандартные источники подзарядки аккумуляторных батарей. К примеру, GPS-трекер BT-Q1200 оснащен модулем Bluetooth и солнечной батареей. Новинка предназначена для записи маршрута движения на основе географических координат и способна хранить в памяти до 200 тыс. путевых точек. Вернувшись из путешествия, пользователь может выложить в Интернет информацию о пройденном им пути — в комплекте с устройством поставляется программа, интегрированная с веб-сервисами Flickr и Google Earth. Более того, если трекер был подключен по каналу Bluetooth к мобильному устройству с фотокамерой, то в снимки будут внедрены координаты их съемки. Соответственно на картах Google Earth и Flickr маршрут, снабженный фотографиями, может стать более информативным, а пользователь никогда не забудет место, в котором был сделан тот или иной снимок.

2. Навигатор в автомобиле, который выводит на цифровую карту местоположение объекта с точностью до 5 м и его скорость с точностью до 0,1 м/с. Это один из наиболее быстрорастущих сегментов, особенно в Европе и США, для частных и арендных автомобилей. Навигаторы показывают реалистичные трехмерные изображения местности, в том числе развязки дорог, дорожные указатели, здания, холмы. Программа навигации может произносить синтезированным голосом названия улиц, а кроме того, она снабжена функцией “скорой помощи” (DirectHelp), отображающей на карте местоположение машины и расположенные поблизости больницы, аптеки и станции техобслуживания.

Типичный пример такого рода устройств — персональные автонавигаторы, работающие под управлением Windows CE. К примеру, модели Navigon 2100max и 2120max оборудованы сенсорными экранами с диагональю 89 и 109 мм соответственно. Типичные параметры для подобных устройств — процессор с тактовой частотой 400 МГц, GPS-чипсет, 64—128 Мб ОЗУ и 512—1024 Мб флэш-памяти.

Есть и еще один пример автомобильного навигатора — MAG GN-430, укомплектованный новой навигационной программой “iGO 8 Россия” (в комплекте предусмотрены карта России плюс основные дороги Восточной и Западной Европы). Он оснащен 4,3-дюймовым экраном с разрешением 480×272 точки, корпус новинки выполнен из мягкого на ощупь материала soft-touch. Навигационная система iGO 8 имеет обновленное меню с возможностью выбора режима (экспертный или простой) и “продвинутый” механизм работы с базой объектов POI (более 35 тыс. точек), показывает на карте камеры слежения, трехмерные изображения реальных зданий и достопримечательностей крупнейших европейских городов.

Спектр применения систем мониторинга подвижных объектов весьма широк и охватывает практически все виды транспорта. “Локомотивом” внедрения систем мониторинга являются компании, занимающиеся перевозками грузов и пассажиров, инкассаторы, лизинговые компании.

Минимальный набор функций для автонавигаторов, уверен Алексей Потапов, включает отображение текущего положения пользователя, маршрутизацию, различные варианты мультимедийного функционала (способен проигрывать видео- и аудиофайлы), в том числе для недорогих устройств (особенно это развито в сегменте автонавигаторов). Кроме того, необходима запись треков (маршрутов), возможность обновления картографической информации и т. д. “Отмечу, — сказал г-н Потапов, — что GPS-навигаторы становятся все более функциональными, и возможностью, к примеру, использовать устройство для громкой связи через Bluetooth сегодня никого не удивишь”.

“К этому, — считает Сергей Северов, — можно добавить дисплей с диагональю от 3,5 дюйма, свободный слот для карты памяти (для размещения картографической информации и базы “точек интереса”), значительный (от 256 Мб) объем встроенной памяти, а также графику маршрута в режиме 3D”. При этом, отмечает он, основными игроками на рынке автонавигаторов являются Garmin, JJ-Connect, Mio, Pioneer, Pocket Navigator, Tibo и т. д.

3. Встроенный навигатор в мобильном телефоне или часах, который выдает данные о местоположении, выводит позицию пользователя на цифровую карту с приемлемой точностью (≈10 м) и, возможно, обеспечивает автоматическую передачу навигационных данных в службу спасения при наборе трех определенных цифр, например, 112 или 911 (к сожалению, пока этот сервис реализован только в США и некоторых странах Европы).

Примеров подобных устройств на рынке уже несколько сотен. Отметим наиболее новые модели: Samsung i900 Omnia имеет возможность географической привязки фотографии с указанием координат (в приборе есть встроенный GPS-приемник); iPhone компании Apple — пока коммуникатор демонстрирует пользователю его местонахождение с помощью Google Maps, но в ближайшее время абонентам будет доступен навигационный софт, предоставляемый фирмами TomTom и iGo.

Наиболее активно встраивают GPS-навигаторы в свои смартфоны и коммуникаторы такие компании, как Asus, Eten, HP, НТС, Rover Computers, Samsung. При этом “традиционные” GSM-вендоры, отметил Алексей Потапов, пока что только развивают данное направление. Так, Nokia выпустила телефоны N95, 6110 Navigator, N82 со встроенным GPS-модулем. Все модели уже пользуются активным спросом у потребителей. А в скором времени в продаже появится очередная новинка — Nokia 6210. При этом GPS-модуль в коммуникаторах встречается уже довольно часто.

Стандартный функционал подобных устройств в целом повторяет автонавигаторы. “Исторически “встраиваемые” в “умные” терминалы навигационные приборы произошли от автомобильных навигаторов и PND-устройств, — сказал Йони Халме. — При этом сенсорный экран — скорее приятное дополнение, чем реальная необходимость”.

4. Интегрированное навигационно-телекоммуникационное решение для мониторинга и контроля грузоперевозок на море, земле или по воздуху, а также для логистические систем. Обычно для каждого подобного устройства используются готовые компоненты, но есть и другие примеры. Стоит отметить серию защищенных КПК с интегрированной технологией GPS — Trimble GeoExplorer2008. Линейка состоит из моделей GeoXH, GeoXT и GeoXM, и пользователь может выбрать устройство, наиболее соответствующее его задачам. Так, КПК GeoXH способен определять местоположение с точностью от 10 до 30 см (с внешней антенной Zephyr). Другие модели Geo обеспечивают точность от 1 до 3 м и способны работать в условиях многоэтажной застройки, где затруднен прием сигналов со спутников. Все устройства серии GeoExplorer 2008 оборудованы крупными 3,5-дюймовыми дисплеями с разрешением 640×480 точек. Компьютеры построены на базе процессора Marvel XScale PXA270 с тактовой частотой 520 МГц, оснащены 128 Mб ОЗУ и 1 Гб флэш-памяти. Коммуникационные функции обеспечивает технология Bluetooth, позволяющая подключать сотовые телефоны для загрузки географических карт через Интернет, а также лазерные дальномеры, сканеры штрихкодов и цифровые камеры. Встроенный адаптер WLAN (802.11g) предоставляет возможность включения устройств серии GeoExplorer 2008 в беспроводные локальные сети предприятия.

5. Модули для военных систем и специальных подразделений быстрого реагирования. К примеру, в американской армии GPS-приемники устанавливаются в системах залпового огня, ударных танках, самоходных орудиях для их более точного позиционирования и передачи информации на уровне “рота — батальон — полк” по жестко фиксированному и защищенному цифровому каналу связи для оперативного управления войсками.

В этой связи можно вспомнить, что корпорация General Dynamics приступает к производству роботов, которые будут выполнять функции военных патрульных. Такой робот массой в полторы тонны движется по маршруту, проложенному с помощью GP-меток, разгоняется до 30 км/ч, умеет объезжать препятствия и с помощью радаров и инфракрасных камер следить за обстановкой. Он может засекать нежелательные объекты, следить за целостностью контейнеров и дверей и способен патрулировать вверенную территорию без подзарядки на протяжении 16 часов. Используются приемники глобальной навигационной системы для беспилотных самолетов-разведчиков и ударных машин типа Raptor.

6. Навигационные устройства для авиации, морских и речных судов, для которых важно помимо всего прочего обеспечение навигационной поддержки при взлете и посадке (самолетов и вертолетов) или же во время проводки в порт судов в сложных навигационных условиях. Сюда же мы относим специальные системы поиска и спасения на море и суше, когда важны надежность, точность и скрытность передачи навигационных данных и речевой информации.

7. Специальные решения для геодезических измерений, когда требуется очень высокая точность — до 1 см (например, при проведении кадастровой съемки, прокладке трубопроводов, предсказании землетрясений, проектировании и мониторинге инженерных сооружений и др.).

Разумеется, в нашей схеме указаны не все возможные типы навигационных устройств — только самые основные. В этом обзоре мы будем рассматривать второй, третий и четвертый типы устройств как наиболее перспективные и подходящие для корпоративных и частных пользователей. Основные требования к таким навигационным приемникам, отмечает Владимир Свириденко, вполне очевидны — это глобальность радионавигационного покрытия той или иной системы, обслуживание любого потребителя в зоне покрытия и в любое время, высокая точность навигационно-временных координат, надежность, целостность, готовность к интеграции в различные ИТ-решения.

Между тем ряд экспертов отмечает, что для компаний-разработчиков и производителей навигационной аппаратуры сегодня актуален выпуск не односистемных GPS-устройств, привязанных к американской системе навигации, а двух- и трехсистемных решений, учитывающих планы развития российской системы ГЛОНАСС и европейской Galileo. О создании совмещенных приемников заявляет все больше зарубежных производителей навигационного оборудования — к примеру, компания NemeriX, которая получила патент на одночиповый приемник ГЛОНАСС/GPS/Galileo. Надо заметить, что подобные трехсистемные приемники создаются и российскими производителями (ОАО РИРВ). ЗАО КБ НАВИС в свою очередь предлагает имитатор сигналов (СН-3803М) спутниковых навигационных систем ГЛОНАСС/GPS/Galileo, который предназначен для проверки и испытания навигационной аппаратуры различного назначения, в том числе в составе интегрированных навигационно-управляющих систем на соответствие заданным техническим требованиям. По мнению Владимира Свириденко, такая интеграция позволяет существенно повысить качество определения координат в сложных условиях и добиться большей надежности позиционирования при ограниченной видимости спутников из-за строений (город) или рельефа местности (лесные/горные массивы и пр.).

Но Йони Халме с сожалением отмечает, что ГЛОНАСС пока остается системой преимущественно военного назначения и говорить об интеграции как моноадаптеров ГЛОНАСС, так и двухстандартных чипов ГЛОНАСС/GPS в смартфоны и коммуникаторы еще очень рано.

Отметим, что первая партия российских ГЛОНАСС/GPS-навигаторов была распродана в розничной продаже за двое суток. Речь идет об устройстве Glospace SGK-70, совместном продукте НИИ космического приборостроения и компании “Киберсо”. Около тысячи этих устройств по цене 11,9 тыс. руб. были реализованы в торговых точках цифровых центров «ИОН» в декабре 2007 г. Glospace SGK-70 работает под управлением ОС Microsoft Windows, использует продукт “ПалмГИС Глонасс/GPS” разработки “Киберсо”, предлагающий пользователю, в частности, трехмерный вид пути и голосовое сопровождение.

Решения для корпоративных клиентов

Проекты, связанные с мобильным позиционированием подвижных объектов, в основном направлены на автоматизацию бизнес-процессов, в которых задействован такой дорогостоящий актив компании, как транспорт. Системы мониторинга подвижных объектов решают задачи автоматизации планирования, контроля, оперативного управления, отчетности и сервисного обслуживания транспортного парка практически любого назначения и масштаба.

Ядром системы мониторинга подвижных объектов, отмечает Алексей Шиманский, является бортовое устройство, устанавливаемое на транспортном средстве и представляющее из себя единый модуль заводской сборки, часто размером не больше сигаретной пачки. Главными узлами бортового устройства являются: GPS- или ГЛОНАСС/GPS-приемник, мобильный модем (работающий в стандарте GSM или CDMA2000), процессор, энергонезависимая память, цифровые и аналоговые интерфейсы. В зависимости от типа оборудования эти интерфейсы позволяют подключать датчики различного назначения (к примеру, датчики топлива, открытия/закрытия дверей автомобиля), громкоговорители и микрофоны для голосовой связи с экипажем транспортного средства, видеокамеры и другое оборудование для решения возникающих специфических задач.

“В последнее время, — сказал г-н Шиманский, — появляется все больше устройств с интерфейсом, способным считывать CAN-шину автомобиля. Это позволяет определять возможные неисправности еще до появления реальных проблем и контролировать большое количество штатных датчиков, что в первую очередь актуально для строительной, карьерной и другой специальной техники. К примеру, внедренное решение мониторинга карьерной техники с помощью CAN-интерфейса передает на диспетчерский пункт в режиме реального времени данные о массе загруженной на самосвал добытой горной породы, которые затем используется для контроля сохранности полезных ископаемых и автоматического расчета заработной платы водителей”.

Сегодня, по информации компании “ТехноСерв А/С”, спектр применения систем мониторинга подвижных объектов достаточно широк и охватывает практически все виды транспорта. “Локомотивом” внедрения систем мониторинга являются фирмы, занимающиеся перевозками грузов и пассажиров, инкассаторы, лизинговые организации. Отдельно необходимо отметить активное внедрение систем мониторинга подвижных объектов в структурах МВД, МЧС и др., где они используются для контроля действий и оперативного управления мобильными отрядами в режиме реального времени. К примеру, в настоящее время такими системами оборудуются все мобильные наряды ГУВД г. Москвы. Правда, качество этого проекта вызывает большие вопросы из-за отсутствия карты городского дорожного движения с необходимой степенью детализации.

Наиболее оптимальный вариант — интеграция систем мониторинга подвижных объектов в корпоративную информационную среду для большей отдачи от ее использования. “Такая система, — уверен Алексей Шиманский, — может взаимодействовать с программными средствами бухгалтерии, логистики и складского учёта, интегрироваться в ERP- и CRM-системы. Для такси и экстренных служб система интегрируется с программами приёма и обработки вызовов. Объединение системы мониторинга подвижных объектов с логистическим программным модулем создает мощный комплекс для автоматизации работы транспортного перевозчика или транспортного отдела крупной производственной компании. Логистический программный модуль позволяет автоматически создавать маршруты доставки товаров на основе реальной транспортной сети, графиков доставки, технико-экономических характеристик транспортных средств (грузоподъемность, вместимость, время работы и т. д.). Интегрированные с логистикой комплексы первыми начали внедрять подразделения крупных западных компаний, такие как Coca-Cola, есть внедрения и среди отечественных компаний”.

В качестве примера можно отметить оригинальные проекты по системам диспетчеризации и управления движением транспортных средств. Так, у фирмы “Русские навигационные технологии” существует система мониторинга пассажирского транспорта (и других подвижных объектов) “АвтоТрекер”; у компании “М2М телематика” — автоматизированные системы управления перевозками M2M-CityBus и спутникового мониторинга транспортных средств и грузов BusinessNavigator.

Как показывает практика в регионах, отдельным направлением использования систем мониторинга подвижных объектов является автоматизация планирования и контроля работы общественного и муниципального транспорта. Предназначенные для этого решения позволяют автоматически создавать расписание движения рейсового транспорта или маршрутных такси, обеспечивают интеграцию с устройствами учета пассажиропотоков и билетной продукции с использованием преграждающих турникетов и электронных билетов на основе бесконтактных микропроцессорных пластиковых карт (подобные системы входят в масштабные проекты “Безопасный город” и внедрены в муниципальных автобусных парках Калининграда, Сочи, Калуги и других городов. Правда, пока в большей части случаев для этих целей служит GPS-оборудование. Также можно отметитьОпределенная автоматизация с помощью GPS-навигации достигается и в обрасти мобильной торговли с системой отслеживания передвижений мерчандайзеров. В большинстве случаев торговые компании автоматизируют деятельность своих полевых сотрудников, которые значительную часть рабочего времени должны находиться вне офиса (в торговых точках, на маршруте), но в то же время оставаться на связи с ним — загружать в систему заказы, получать новые задания и т. д. Мотивация как для самих работников “в поле”, так и для супервайзеров и руководства компании в целом очевидна: это оптимизация работы всего отдела сбыта: маршрут удаленных сотрудников изначально выстраивается очень жестко, отклониться от него нереально (технологический контроль, учет времени посещения и длительности работы в точке, фиксация фактов реального посещения точки продаж с помощью средств GPS), что дает немалый прирост продаж.

Перспективно применение систем глобального позиционирования в сельском хозяйстве. Кроме описанных выше задач удаленного мониторинга за сельскохозяйственной техникой системы ГЛОНАСС/GPS являются основой так называемой технологии точного земледелия (также используется термин “точное сельское хозяйство”, Precision Agriculture). Данная технология известна в мире больше пятнадцати лет, а в России используется только два-три последних года в отдельных хозяйствах в Краснодарском, Ставропольском крае, Ульяновской области и других регионах (правда, в большинстве своем это пилотные решения). Суть ее заключается в разделении сельскохозяйственных угодий на кластеры небольшого размера и проведения с помощью космических снимков в разных спектрах геохимического и других анализов с целью определения условий для наиболее благоприятного роста сельскохозяйственных культур. Данные о неоднородностях поля закладываются в специальное устройство, устанавливаемое на сельскохозяйственную технику, и на каждый кластер поля вносится строго определенное количество удобрений и семян.

Подобные решения позволяют сократить расходы на удобрения, повысить урожайность, более бережно и рационально использовать природные ресурсы. К слову, в технологию точного земледелия входят системы параллельного вождения и автопилотирования, которые увеличивают эффективность использования техники, позволяя точно водить трактор или комбайн вдоль рядов при любой видимости — ночью, в туман, при сильной запыленности. Поскольку система параллельного вождения обеспечивает удобный контроль вождения, экономит топливо, минеральные удобрения и другие материалы, расходуемые при сельхозработах, то в результате сокращаются сроки и стоимость выполненных работ.

Отдельная группа проектов, связанная со спутниковой навигацией, — это оптимизация маршрута движения в зависимости от дорожных пробок. Подобный интересный проект компании «МИТ» уже действует в Санкт-Петербурге — речь идет о системе “Информация о дорожной ситуации в режиме реального времени”. Каждый водитель транспортного средства, у которого есть на борту спутниковый навигатор, может бесплатно получить сведения о дорожной ситуации в городе и выбрать оптимальный маршрут, но в обмен на данные (предоставляемые анонимно) о своих координатах на текущий момент. Собранная таким образом информация и позволяет централизованно оценить реальную дорожную обстановку в городе и сообщить автомобилистам о наименее загруженных маршрутах. Ежедневно этим сервисом, по словам разработчиков, пользуется примерно 3000 человек.

В целом, считает Алексей Потапов, услуга автоматического информирования о дорожных пробках, учитывая бурный рост автопарка в России и низкие темпы совершенствования дорожной сети, безусловно актуальна. Другое дело, что качество предоставления таких сервисов оставляет желать лучшего — нет “коробочных” решений с простыми инструкциями по установке и эксплуатации. Таким образом, пока эти сервисы больше интересны корпоративным клиентам. Хотя, по мнению Сергея Северова, подобная услуга актуальна для 40—50% жителей Москвы и Санкт-Петербурга, но сдерживающим фактором является необходимость ежемесячных платежей и постоянство основных маршрутов передвижения многих абонентов, вследствие чего они хорошо ориентируются в ситуации без посторонней помощи.

К слову отметим, что для автомобилистов есть система автоматизированного разбора ДТП, базирующаяся на инерциально-спутниковом измерителе параметров движения транспортного средства, разработанная компанией “ТеКнол”, — она позволяет воспроизводить дорожную обстановку в ретроспективе.

Особенности российской картографии

Автонавигаторы, а также интегрированные в смартфоны и коммуникаторы GPS-системы, без сомнения, нуждаются в четких и, главное, постоянно обновляемых картах местности. Особенно это актуально для крупных городов страны, где идет активная застройка новыми зданиями и перепланировка прилегающих территорий. Еще 20 лет назад карты с большим масштабом считались государственной тайной. Определенные подвижки в этой части произошли только в прошлом десятилетии, и не более пяти лет производится активная “переброска” данных в электронный формат. При этом приоритет отечественных компаний неоспорим (“Автоспутник”, “Навител”, “Телеатлас”) — иностранные производители автонавигаторов и интегрированных решений для смартфонов и коммуникаторов предпочитают использовать именно их разработки, в то время как зарубежные компании только приступают к документированию бесконечных российских просторов.

Между тем даже у самых развитых в этом отношении фирм высококачественными электронными картами охвачено не более половины территории страны — часть Южного и Приволжского федерального округов, почти полностью Северо-Западный и Центральный округа. Остальные города и области (к примеру, Иркутск, Новосибирск или Владивосток) представлены фрагментарно. Дело в том, уверен Йони Халме, что на западе страны расположена большая часть потребителей любой продукции — это факт. Таким образом, форсированно готовить карты регионов, расположенных за уральским хребтом, особого резона нет. К тому же как отечественные, так и западные разработчики предпочитают расширять наборы своих карт за счет их приобретения у средних и небольших региональных фирм, которые впоследствии привлекаются и для периодического обновления карт местности (процедура, требующая объезда территории на машине со специальным оборудованием, с помощью которого на карты наносятся новые дороги и строения, отражаются изменения в названиях и пр.). Но эта ситуация в ближайшее время должна быть исправлена: как отмечает Алексей Потапов, низкий уровень продаж GPS-навигаторов за Уралом как раз объясняется отсутствием полноценной картографии данного региона.

Кстати, далеко не во всех имеющихся на сегодняшний день картах решена проблема адресного поиска — он пока доступен не более чем для 300 городов России (там, введя в навигатор название улицы и номер дома, можно выстроить маршрут движения с учетом перекрестков, тупиков, главных и второстепенных дорог и т. д.), причем в устройстве, купленном в торговой сети, скорее всего будет предустановлена карта только одной области или в крайнем случае одного округа. За дополнительные картографические материалы придется доплатить.

Определенные сложности отмечены и с обновлением картографического ПО в самих устройствах. Если говорить об автомобильных GPS-навигаторах, заметил Алексей Потапов, то самостоятельно поставить новое ПО на них невозможно. Это можно реализовать только после того, как производитель выпустит новую “прошивку” с обновленными картами. И даже после этого пользователю необходимо будет “перепрошить” свой навигатор в сервис-центре или найти карту памяти с новыми картами местности. Причем такие обновления могут быть как платными, так и общедоступными для всех покупателей устройств.

Если говорить о программных решениях для смартфонов и коммуникаторов с интегрированным GPS-чипом под такие платформы, как Windows Mobile, то спрос на отдельные карты, безусловно, есть, уверен Сергей Северов. Но российские реалии с легкодоступностью пиратских версий и неработоспособностью законов сводят этот спрос к минимуму. В частности, для популярной программы iGo на специальных сайтах в сети Интернет можно найти не только коды взлома, но и новые карты с изображением отдельных регионов России или стран мира. Таким образом, основную долю доходов производители подобного ПО получают, продавая свою продукцию производителям “железа”, которые, в свою очередь, предустанавливают его на готовый продукт. Хотя, по информации Йони Халме, именно услуга автоматического информирования о пробках является очень хорошим примером контекстного сервиса, интересного широкому спектру пользователей, поэтому с развитием таких систем в России ее актуальность будет только возрастать.

Версия для печати (без изображений)