Новая волна консолидации может поддержать компании, переживающие трудности, стимулировать инновации и помочь продвижению новых технологий даже во время экономического спада.

Руководитель Oracle Ларри Эллисон заявил, что рецессия в экономике создает условия, которые его компания может использовать для приобретения других игроков. “Те сделки, вероятность которых мы обсуждали некоторое время назад, теперь могут быть более привлекательными”, — сказал он на ежегодной встрече акционеров Oracle. Возможно, он имел в виду фирмы Sun Microsystems, Research in Motion, Yahoo и другие, которые хоть и накопили наличные средства, но находятся в трудном положении.

Microsoft отказалась от идеи покупки Yahoo, а IBM придерживается осмотрительной стратегии приобретений. Но аналитики считают, что приближается волна поглощений, и она может привести к ряду позитивных перемен, поддержать находящийся в застое ИТ-сектор и вселить уверенность в реселлеров и их клиентов, которые не знают, где совершать покупки в нынешних неопределенных условиях.

Небольшие инновационные фирмы, не имеющие достаточно ресурсов для выживания в условиях сильного экономического спада, выиграют, если их приобретет крупная устойчивая компания. В связи со снижением объемов венчурного капитала игроки, купленные другими вендорами, обретут новые возможности для развития своих новаторских технологий. Остается только один вопрос: как всё это повлияет на пользователей?

“Если такие киты, как Hewlett-Packard, IBM, Microsoft и Oracle, захотят приобрести небольшие инновационные компании, чтобы пополнить портфель решений для улучшения обслуживания клиентов, то это хорошо”, — считает Тиффани Бова, вице-президент компании Gartner. К тому же, по ее мнению, сокращение числа вендоров благотворно отразится на работе участников каналов продаж, поскольку облегчит им проблемы с управлением.

Когда крупная компания покупает другого поставщика или конкурента, она интегрирует каналы продаж. В результате партнерам становится легче продвигать специализированные решения, в которые они вкладывают средства. “Консолидация далеко не всегда плоха, особенно если это делается с целью улучшения обслуживания клиентов и повышения доходов акционеров”, — подчеркивает Бова.

Но есть и оборотная сторона. Поглощенная компания может потерять способность к новаторству и даже изменить направление своей деятельности, отмечает Михаэль Шпайер, консультант из Forrester Research. Ведь если фирму приобретает крупный игрок, такой как Oracle или Microsoft, то новые хозяева могут давать жесткие руководящие указания, в результате чего поглощенная структура потеряет контроль над развитием инноваций, поясняет он.

Известно много примеров, когда вендоры, получая продуктовые линии купленных игроков, процветают, поскольку это подстегивает их собственный бизнес. Но такая ситуация может моментально измениться, если покупателя в свою очередь поглотит гораздо более крупная компания: внезапно он ощутит себя маленькой рыбешкой, плавающей в большом океане среди стаи акул.

Партнеры небольшого поставщика могут получить определенную выгоду, если его купит солидная фирма, которая поможет ему избавиться от ненужных продуктов и вложит средства в развитие канала. В этом случае слияние упростит ситуацию на рынке, снизит сложности технологий и позволит решить многие проблемы в канале. “Консолидация может сократить количество различных решений, которые реселлеры предлагают своим клиентам, и в результате в их портфелях станет меньше продуктов, конкурирующих между собой”, — говорит Шпайер.

Версия для печати