Сегодня проблема кризиса волнует всех без исключения, и наибольшую озабоченность этими вопросами проявляет сфера ИТ, которая наряду с финансами и строительной индустрией возглавляет “группу риска”. Именно поэтому многие ИТ-компании выступают сегодня с новыми инициативами, выпускают новые специализированные продукты, которые, как предполагается, должны помочь предприятиям справиться с проблемами и пережить трудные времена. Вот и компания SAP провела 12 ноября круглый стол, посвященный обсуждению роли бизнес-аналитики в управлении предприятием в период экономической нестабильности.

Сегодня ИТ, считают в SAP, могут стать тем двигателем, который позволит бизнесу получить необходимую информацию. Порой руководители даже не знают, чем реально они обладают, и то, подо что давались деньги. Но сейчас нет времени, чтобы работать по-старому, поэтому кризис, с точки зрения Йована Марьяновича, управляющего директора SAP в странах СНГ, можно рассматривать как шанс для компаний принять правильные решения, которые помогут им снизить затраты и повысить эффективность своей работы. “Изменения наступают, — подчеркнул он. — И бизнесу нужно знать, насколько инвестиции в ИТ оказались оправданными и как можно их лучше использовать”.

В компаниях во время кризиса меняются приоритеты и появляются ограничения бюджета, это в первую очередь касается маркетинга, PR и ИТ. Именно поэтому, с точки зрения специалистов SAP, требуются решения, которые внедряются очень быстро. К ним они относят системы бизнес-аналитики, позволяющие разобраться с тем, что есть и на что надо опираться, чтобы двигаться вперед.

Такого же мнения придерживается и руководитель ИТ-департамента “Газпромбанка” Александр Строев. Он полагает, что независимо от экономического состояния компаний вложения в бизнес-аналитику в среднесрочной и долгосрочной перспективах повышают эффективность бизнеса и его прибыльность: “В краткосрочном аспекте развитие бизнес-аналитики, безусловно, влечет за собой определенные затраты. Однако те компании, которые подойдут хорошо технологически вооруженными к моменту нормализации ситуации на финансовом рынке и в экономике в целом, будут иметь преимущество перед теми, кто заморозил свои бюджеты и экономил на ИТ”.

Вместе с тем Александр Строев предупреждает, что не стоит обольщаться насчет скорости внедрения аналитических решений. По его мнению, аналитические решения бывают разные. Если в компании уже имеется корпоративное хранилище данных, то реализовать аналитический проект, скажем на платформе Business Objects, не составляет большого труда — это один-три дня. Но вот если такого хранилища нет, то на его создание может уйти несколько лет. Тем более что по своей природе оно никогда не бывает законченным информационным объектом.

А вот директор департамента информационных технологий “Аэрофлота” Сергей Кирюшин полагает, что во время кризиса можно говорить о решении только каких-либо точечных вопросов, которые могут давать краткосрочный эффект, максимально — в среднесрочной перспективе. Так, с его точки зрения, наибольший материальный эффект дает оптимизация работы складов и логистика.

Ситуация, по мнению Сергея Кирюшина, осложняется не происходящим кризисом неплатежей, а состоянием неопределенности: “Сегодня никто не знает, какой через два-три месяца будет курс доллара, какие банки выживут, сколько людей окажется на улице, какой будет уровень зарплат. Поэтому перед нами стоит задача с очень многими неизвестными”.

Тем не менее он считает, что у компаний, имеющих некий резерв, есть возможность правильно использовать сегодняшнюю ситуацию. “Но этот процесс очень индивидуальный, — подчеркнул он. — Для каких-то компаний будет целесообразно и эффективно внедрить аналитические системы, тем более если они к этому готовы — есть квалифицированный персонал и понятно, что из этого получится. Другим полезно будет внедрение каких-либо логистических модулей. А третьим вообще ничего внедрять не надо, поскольку они к этому не готовы — у них ничего нет, а любое внедрение дает эффект не на следующий день”.

Говоря о роли ИТ-директора в сегодняшний непростой период, Йован Марьянович отметил, что тот должен стать “руководителем ситуационного штаба”, решающего на предприятии задачи анализа и управления. Причем сами эти задачи не изменились — сместились только акценты, когда от реактивного поведения, предполагающего работу по снижению рисков и сокращению расходов, следует переходить к проактивной стратегии, направленной на проведение инвестиций в будущее развитие.

В отличие от него Сергей Кирюшин полагает, что сегодня задача ИТ-директора — помочь сократить статьи расходов и сделать это грамотно, чтобы не пострадало основное производство. Те проекты, которые были инициированы до кризиса и идут в настоящее время, останавливать сейчас очень опасно, потому что это будет большой удар по бизнесу: “Если потеряются специалисты и экспертиза, то потом будет сложно и долго собирать их заново. Поэтому мое предупреждение: не надо сейчас делать резких движений, направленных на закрытие каких-то проектов. Если не хватает средств, то лучше всё внимательно изучить, нельзя ли что-нибудь оптимизировать или отложить на время. Иначе компания столкнется с серьезными проблемами через полгода или позже”.

С другой стороны, по мнению Сергея Кирюшина, ИТ-директор может и должен предложить решения, которые позволят компании через некоторое время выйти из кризиса. Но при этом он только предлагает такие решения, а их окончательное утверждение и ответственность за них должны ложиться на руководителей бизнес-подразделений. “ИТ — это не бизнес, а инструмент, поэтому задача ИТ-директора — дать правильный инструмент бизнесу, чтобы тот мог решить свои задачи”, — заявил он.

Версия для печати (без изображений)