Наряду с алармистскими прогнозами грядущего резкого снижения финансирования ИТ-проектов существует устойчивое мнение о том, что по отдельным направлениям инвестиции могут и вырасти. Одно из таких направлений — бизнес-аналитика (BI) и системы управления корпоративной эффективностью (EPM). Дело в том, что указанные инструменты помогают находить возможности снижения расходов и выявлять наиболее перспективные в данный момент направления развития. Вероятно, именно этим объясняется интерес, проявленный к очередному форуму по бизнес-аналитике, проведенному корпорацией Oracle в Москве.

В своем выступлении директор по решениям Oracle BI/EPM в странах Восточной Европы и СНГ (EE/CIS) Дженк Кирал обратил внимание еще на одно важное качество указанных инструментов. Если традиционные ERP-системы концентрируются на повышении качества текущего операционного управления, то средства BI/EPM незаменимы в тех случаях, когда условия работы компании в силу тех или иных причин меняются. В подобных ситуациях крайне важно своевременно зафиксировать изменение рыночной конъюнктуры, осознанно скорректировать свою стратегию и бизнес-процессы. Спрос смещается от традиционных BI-инструментов, отвечающих на вопросы “что произошло, кто сколько продал, где больше покупают?”, к тем, что способны объяснить, почему это случилось, что будет дальше, кого затронет данный тренд и самое главное что следует предпринять, чтобы ответить на тот или иной вызов. Полезность таких программных средств в доказательствах не нуждается, но в условиях кризиса к ним предъявляется еще одно существенное требование — высокая скорость получения результата анализа ситуации. Аналитика в реальном масштабе времени то и дело упоминалась в разных контекстах разными докладчиками. Так, о планах интеграции решения по управлению активами с системой АСУТП упомянул Владимир Агафонов, руководитель департамента продаж компании “Интер РАО ЕЭС”, занимающейся сбытом и передачей электроэнергии как в России, так и за рубежом.

Большой интерес вызвало сообщение директора по технологическому консалтингу Oracle EE&CIS Али Риза Куюджи о сравнительно новом продукте Oracle Real Time Decision (RTD), впервые представленном в нашей стране. С его помощью можно существенно ускорить взаимодействие с клиентами, одновременно повысив его эффективность. Не секрет, что эффективность эта очень сильно зависит от того, насколько удачно менеджер предлагает клиенту те или иные альтернативы, в какой степени они учитывают его индивидуальные потребности, склонности или тип поведения. Обычно в системах такого рода закладывается набор фиксированных бизнес-правил, на основе которых оператор получает вполне определенные подсказки. Такие правила чаще всего учитывают статическую информацию о клиенте (пол, возраст, семейное положение, уровень дохода). Наряду с ними в Oracle RTD на основе сведений, собираемых в процессе интерактивного общения с клиентами, вырабатываются дополнительные правила (с помощью средств статистического анализа и data mining), которые отражают некие скрытые особенности поведения тех или иных групп клиентов. Замечательное качество подобных правил — их динамический характер. Со временем в силу тех или иных причин они изменяются, а в нынешних кризисных условиях такие изменения могут быть, во-первых, значительными, а во-вторых, очень быстрыми.

Продукт Oracle RTD появился не на пустом месте: он пришел в корпорацию вместе с купленной ею компанией Siebel. Следует отметить, что в стеке аналитических решений Oracle присутствует много продуктов, купленных корпорацией и интегрированных в ее линейки за последние несколько лет. На самом нижнем технологическом уровне — это дополняющий ее флагманскую СУБД многомерный сервер Essbase (от Hyperion), а также инструментарий загрузки данных в информационное хранилище Oracle Data Integrator, в котором нашла применение технология ELT (взамен более традиционной ETL), купленная вместе с фирмой Sunopsis. На промежуточном слое — это Oracle BI Server, в основе которого лежит ПО Siebel Analytics. И на самом верхнем уровне, где располагаются аналитические приложения и средства EPM, мы также видим множество решений, прекрасно зарекомендовавших себя еще под брендами Hyperion, Siebel и других вендоров, имена которых не столь широко известны. Фактически Oracle, как и ряд ее конкурентов (IBM, SAP), пытается разрешить таким способом старую дилемму выбора между комплектом тесно интегрированных продуктов от одного вендора и набором лучших в своем классе решений (best of breed), с которой постоянно приходится сталкиваться заказчикам. Трудно сказать, насколько убедительны для них аргументы Oracle, но следует признать, что подобные конференции — лучшая трибуна для представления таких аргументов.

Версия для печати (без изображений)