Об аварии на борту самолета Ту-154 в Коми российским службам экстренного реагирования в считанные минуты стало известно благодаря международной системе поиска и спасания КОСПАС-SARSAT. Аварийный радиобуй оказался единственной ниточкой, связывавший терпящий бедствие воздушный лайнер с Землей.

7 сентября ТУ-154, принадлежащий авиакомпании “Алроса”, выполнял рейс Полярный — Домодедово с 72 пассажирами и девятью членами экипажа на борту. В ходе полета, когда самолет находился на высоте 10 300 метров, произошло аварийное отключение системы электроснабжения. В отсутствия систем связи и навигации экипаж принял решение об экстренной посадке.

Согласно инструкции в подобной ситуации экипаж включил аварийный буй АРМ-406П системы КОСПАС-SARSAT. Этот имеющий автономное электропитание прибор в отличие от остальной бортовой электроники остался работоспособным и выдал в эфир сигнал бедствия.

Согласно отчета Московского международного координационно-вычислительного центра системы КОСПАС (МКВЦ), принадлежащего ФГУП “Морсвязьспутник”, 7 сентября 2010 г. в 7 часов 11 минут московского времени наземная станция системы КОСПАС-SARSAT в Испании получила сообщение от геостационарного искусственного спутника Земли (ИСЗ) MSG2 о срабатывании авиационного АРМ-406 МГц с кодом страны 273 (Россия) и идентификационным номером 0024522.

В 7 часов 14 минут эта информация была передана в Москву. Специалисты МКВЦ определили по базе данных, что этот буй зарегистрирован за самолетом ТУ-154М с бортовым номером RA 85684, принадлежащим Мирнинскому авиапредприятию АК “Алроса”. В 7 часов 17 минут из МКВЦ сообщение о ситуации с самолетом ТУ-154М поступило в единую систему авиационно-космического поиска, что позволило начать подготовку к организации поисково-спасательных мероприятий.

Современные АРБ выдают в эфир довольно большой объем информации, включая координаты судна, время аварии и т. д. К сожалению, на борту судна был установлен буй первого поколения, который посылал только сигналы бедствия, и на определение координат объекта потребовалось дополнительное время. Уже в 7 часов 30 минут канадский центр системы получил информацию с низкоорбитального ИСЗ S09 с точными координатами аварийного буя АРМ-406П. Полученные данные позволили определить местоположение воздушного судна и возможный район его посадки.

Сложность ситуации заключалась в том, что самолет шел на снижение, экипаж маневрировал в поисках подходящего места посадки, координаты воздушного судна постоянно менялись, а связь с экипажем отсутствовала. Уточненные координаты были получены в МКВЦ также от французских коллег в 7 часов 32 минуты. Их передал искусственный спутник Земли S12. Через 8 минут уточненные координаты, полученные с искусственного спутника Земли S11 пришли и из Норвегии.

Вплоть до самой посадки ТУ-154М спутники международной системы поиска и спасания КОСПАС-SARSAT девять раз передавали координаты самолета. С 8.00 в течение девяти минут сигналы аварийного радиобуя уже принимались из одной точки. Специалисты компании “Российские космические системы”, головного предприятия-разработчика отечественного сегмента системы КОСПАС, пришли к выводу, что ТУ-154М совершил аварийную посадку в Ижме, о чем было сообщено в единую систему авиационно-космического поиска.

Международная система КОСПАС-SARSAT, учрежденная СССР, Францией, Канадой и США в 1982 году , за прошедшие годы позволила спасти свыше 28 тыс. жизней, в том числе более 1000 россиян, сообщил представитель “Российских космических систем” Александр Зубахин. В настоящее время на орбите находятся два новых российских спутника “Стерх” системы КОСПАС-SARSAT, запущенные в 2009 году, которые проходят летно-технические испытания. В декабре нынешнего года планируется запустить ИСЗ нового поколения “ГЛОНАСС-К” отечественной навигационной системы ГЛОНАСС , на котором будут установлены датчики системы КОСПАС-SARSAT. Российский сегмент системы, некогда крупнейший в КОСПАС-SARSAT, в 90-е годы начал стремительно сдавать свои позиции, но после 2005 г. наметилась тенденция к его возрождению.

Версия для печати