Бизнес-аналитика, по общему признанию, становится одним из наиболее востребованных инструментов корпоративного управления. Об этом свидетельствует, в частности, множество конференций, форумов и семинаров, прошедших за последние месяцы. Тем не менее от очередной конференции Business Intelligence 2010, состоявшейся в середине ноября под эгидой московского офиса IDC, все мы ожидали более широкого и, не побоюсь тавтологии, более аналитического взгляда на этот сегмент российского рынка. Оправдались ли подобные ожидания? К сожалению, далеко не в полной мере.

Опять приходится говорить о своеобразном “проклятии спонсорства”, довлеющем над мероприятиями такого рода. Программа конференции была чрезмерно перегружена выступлениями тех вендоров, которые поддержали ее финансово. В основном их доклады сводились к описанию собственных продуктов, что иногда бывает даже полезно, но к состоянию местного рынка и позиции на нем тех или иных компаний отношения не имеет. Если бы на форум пришел “человек с улицы”, он бы подумал, что в России на рынке BI бал правят Microsoft, Sybase, SAP, QlikTech и Informatica, а таких грандов, как IBM, Oracle или SAS, здесь как бы и нет. Да и позиционирование своих продуктов самими вендорами иногда вызывало недоумение. Взять, к примеру, компанию Sybase, которая в очередной раз решила рассказать о своей замечательной СУБД Sybase IQ, использующей технологию поколоночного хранения таблиц. Те, кто приходит на конференцию IDC уже не первый год, вряд ли узнали из этой презентации много нового. Но ведь за прошедший год положение Sybase кардинально изменилось: компания была куплена корпорацией SAP, которая предлагает свое решение, базирующееся на технологии поколоночного хранения, в виде программно-аппаратного комплекса HANA. Думается, потенциальным заказчикам было бы полезно узнать, в каких случаях лучше использовать первое решение, а в каких — второе. Но об этом ничего не сказал ни менеджер по развитию бизнеса Sybase Максим Исаев, ни выступавшая вслед за ним директор по развитию бизнеса “SAP СНГ” Юлия Кудрявцева, которая лишь мельком напомнила “тем, кто еще не знает”, что представленные только что продукты Sybase и Business Objects тоже контролируются SAP.

Не добавило ясности относительно положения BI-вендоров на отечественном рынке (да и его объема в целом) и выступление Елены Семеновской — руководителя исследований в области ПО московского представительства IDC. Она отметила такие общемировые тенденции, как повышение интереса к анализу контента и информации, извлекаемой из социальных сетей. Впрочем, проектов такого рода на данной конференции представлено не было. Да и в мире в целом наибольший рост наблюдается в построении хранилищ данных и оснащении операционных CRM-решений аналитическими функциями. Просыпается интерес и к бизнес-аналитике, предоставляемой по модели SaaS в качестве услуги. На период с 2008 по 2013 гг. IDC прогнозирует среднегодовой рост в данном сегменте на уровне 7,2%, но при этом доля аналитических SaaS-систем останется на уровне 3—5% от объема всего рынка BI.

Отмечается также все большее распространение инструментов анализа в реальном времени, основанных, в частности, на технологиях обработки всего массива данных в оперативной памяти (in-memory). Один из относительно мало известных на нашем рынке продуктов такого рода — QlikView — был встречен на данной конференции с особым вниманием. Как рассказал представитель компании QlikTech в России Григорий Жуков, популярность системы QlikView объясняется не только высоким быстродействием лежащей в ее основе технологии in-memory, но и использованием в ней уникальной ассоциативной модели данных, которая позволяет отойти от традиционного иерархического представления сущностей. Такой подход позволяет строить запросы любого уровня сложности без привлечения ИТ-специалистов высокой квалификации.

Версия для печати