Межмашинные коммуникации (М2М) давно уже стали приметой нашего времени и все более активно вторгаются в повседневную жизнь. И хотя Россия пока отстает от ряда передовых зарубежных стран в области применения М2М-решений, но внедрение крупных государственных проектов типа ЭРА-ГЛОНАСС способно переломить эту ситуацию и ускорить освоение самых современных способов дистанционного контроля и управления объектами, реализации “умного” и комфортного жилья, а также безопасных транспортных систем.

Первые М2М-решения были реализованы еще несколько десятилетий назад, прежде всего европейскими и американскими операторами, затем они стали расходиться и по другим странам. Количество М2М-соединений в мире составило в 2010 г. по разным оценкам международных агентств от 80 до 100 млн. (рост за год на 46%). А мировой объем рынка М2М в прошлом году, по данным McKinsey, составил 100 млрд. долл. К 2015 г. прогнозируется от 300 до 800 млн. М2М-подключений. Об этом сообщалось на М2М-форуме в Москве, проведенном компанией AHConferences.

Лидером по числу подключений является Европа, на которую приходится одна треть мирового рынка. По данным iKS-Consulting за 2010 г., в числе крупнейших европейских игроков — Франция (2,621 млн. соединений), Швеция (2,2 млн.), Испания (2,129 млн.), Россия (1,2 млн.) и Норвегия (0,52 млн.). В РФ рынок М2М только начинает формироваться. Но iKS-Consulting прогнозирует ускоренный рост и предполагает в 2015 г. 9,1 млн. М2М-соединений в стране.

“Наиболее “горячие” направления в стране сейчас — транспорт (сочетание MPS и GPS/ГЛОНАСС), ЖКХ, банкоматы и платежные терминалы, мониторинг (ситуация на дорогах, метеоданные), безопасность, — сказал Константин Анкилов, управляющий партнер iKS-Consulting. — Но долгосрочный рост обеспечит сегмент В2С”. В структуре доходов операторов сотовой связи доля М2М-сервисов пока очень невелика и даже в 2015 г. она не превысит 1%.

В перспективе М2М будет востребована практически везде, считает г-н Анкилов. В домашних хозяйствах, например, можно ожидать дальнейшей интернетизации бытовых устройств. Среднее домохозяйство в развитой стране будет содержать десятки (около 50) процессоров, вмонтированных в различные бытовые приборы. Считается, что потенциально лишь 1% процессоров будет использоваться собственно в компьютерах, а основная их часть — в различных отраслях экономики и домохозяйствах. Речь идет о миллиардах подключений.

Еще в 2007 г. компания Nortel в числе ключевых тенденций отрасли информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) назвала гиперподключенность (Hyperconnectivity), которая может изменить подходы к проектированию сетей нового поколения. Nortel уже давно ушла с ИКТ-рынка, но мегатенденция, обоснованная ею, сейчас активно подхвачена многими другими фирмами, такими как Ericsson, Cisco и Intel.

“Наша компания считает, что в 2020 г. до 50 млрд. устройств в мире могут быть подключены к Сети, в том числе 3 млрд. абонентов, желающих сделать свою жизнь лучше и безопаснее; 1,5 млрд. автомобилей и автобусов; 3 млрд. счетчиков (электричество, вода, газ) и т. д., — отметила Татьяна Ледовская, менеджер по анализу рынка фирмы Ericsson. — В каждом доме есть с десяток девайсов, ждущих подключения. “Умный” дом становится реальностью уже сегодня!”.

Чтобы заглянуть в наше ближайшее будущее, достаточно ознакомиться с современным опытом внедрения телематических услуг в Швеции, в которой реализован самый насыщенный рынок М2М в Европе. “Я бы назвал два главных отраслевых драйвера быстрого роста М2М в Европе, — сказал Симон Хартикайнен, бизнес-консультант оператора связи Tele2. — Во-первых, цена модулей М2М снизилась до приемлемого уровня. Во-вторых, стоимость передачи данных стала доступной для большого числа отраслей и вертикально-интегрированных структур (даже для отрасли бытовой электроники)”.

Но стоит также отметить и большую роль административных структур Европейского сообщества для расширения рынка рынка М2М в странах ЕС. ЕС принуждает к использованию AMR (Automatic Meter Reading — автоматическое чтение счетчиков; наиболее близкое к российской аббревиатуре АСКУЭ наименование сбора данных со счетчиков) во всех европейских домохозяйствах.

В рамках проекта eCall ЕС (в России внедряется ее аналог ЭРА-ГЛОНАСС) требуется встраивание модулей экстренного вызова во все новые автомобили с 2015 г. Дорожные налоги для автомашин (особенно для тяжелых грузовиков) в некоторых странах Европейского сообщества уже сейчас рассчитываются в зависимости от пройденного ими расстояния.

В Швеции сегодня достигнут самый высокий уровень проникновения SIM-карт М2М. Он составляет 17,9% (в среднем по ЕС этот показатель находится на уровне 3%) и обусловлен в значительной мере внедрением технологии AMR. Швеция, отметил г-н Хартикайнен, завершила повсеместное внедрение AMR для электросетевых компаний в 2009 г. Причем для передачи данных в счетчиках в основном используется технология GPRS.

И если представитель шведской компании остановился в основном на особенностях эволюции М2М в Европе, то сотрудники российских операторов большой сотовой тройки, выступившие на форуме, сосредоточились на анализе отечественного опыта внедрения М2М. “Текущая ситуация на рынке М2М выглядит следующим образом: уровень проникновения составляет 2% мобильных соединений в мире и менее 1% мобильных соединений в РФ, — подчеркнул Алексей Маклаков, руководитель отдела развития и продвижения продуктов компании “МегаФон”. — Потенциал к 2015 г.: количество М2М-соединений в мире вырастет в три раза до 6%, количество М2М-соединений в России вырастет в шесть раз. Рынок РФ сохранит высокие темпы роста в течение следующих десяти лет — 30% в год”.

Так что рынок М2М формируется здесь непрерывно, и надо говорить о большом комплексе технологий, сфер применения, тарифных планов (ТП), услуг и т. д. Нужно создавать инфраструктуру — “М2М ready”-сеть и доступ к ней, внедрять средства управления решениями. Есть простор и для формирования бизнес-модели: должна быть построена гибкая система взаимоотношений, учитывающая вид сервиса, сегменты рынка, тип партнерства и участие каждого из партнеров в цепочке создания стоимости. “Появляются совершенно новые для операторов виды услуг, — продолжает г-н Маклаков. — Операторы не должны брать деньги за трафик, мы начинаем зарабатывать на ИТ-составляющей. Это — другое направление бизнеса!”

Компания “Билайн” уже с 2003 г. включилась в обслуживание абонентов М2М. В 2010 г. “Билайн Бизнес” совместно с Jasper Wireless вывел на российский рынок новое М2М-решение — многофункциональный центр управления М2М-соединениями. Он обеспечивает управление SIM-картами в режиме реального времени, предотвращение нецелевого использования SIM-карт, возможность различных ТП для пользователей, проведение контроля трафика и диагностики, составление статистических и аналитических отчетов. Крупным клиентам удобно получать от операторской компании комплексное предложение, например решение “под ключ”.

Первое комплексное М2М-решение от “Билайн Бизнес” запущено в апреле и называется “Автомониторинг”. Оно разработано для корпоративных клиентов компании. Это — инновационный продукт по мониторингу транспорта, который предназначен для отслеживания местоположения объектов в онлайновом режиме, а также получения информации об истории перемещения объектов при помощи удобного интерфейса.

“Это готовый коробочный продукт со стандартным пакетом услуг, — комментирует Алексей Назаров, директор по маркетингу бизнес-сегмента “ВымпелКома”. — Если клиенту необходим дополнительный функционал и возможности, например мониторинг количества топлива на борту, вывод дополнительной информации в интерфейсе, специальное оборудование или любые другие требования, то “Билайн Бизнес” готов разрабатывать для заказчиков индивидуальные М2М-решения”.

Компания “Мобильные ТелеСистемы” (МТС) начала работать в сегменте М2М раньше других сотовых операторов и с 1999 г. накопила большой практический опыт. Сейчас у нее действует целая система тарифных планов для нескольких секторов бизнеса и разных типов клиентов. “Например, для мониторинга транспорта предлагается целых три ТП: “Мобильные сотрудники”, НИКА и City Complex, — уточняет Сергей Иревли, директор департамента по развитию и управлению продуктами для бизнес-рынка МТС. — Наиболее наполненный портфель решений М2М позволил нам набрать более полумиллиона М2М-абонентов на конец 2010 г.”.

Очевидно, что операторские компании внимательно следят за рынком телематических услуг, создали множество тарифных планов, коробочные продукты, начали внедрять системы управления сетями М2М-девайсов. Рынок ждет масштабных государственных проектов типа централизованных систем сбора данных с домашних счетчиков AMR или российской системы экстренного реагирования при авариях на автотранспорте ЭРА-ГЛОНАСС, способных стать мощными ускорителями продвижения М2М-решений. И, похоже, это время уже не за горами.

Версия для печати (без изображений)