История становления и развития многих глобальных поставщиков ИТ-решений внешне напоминает историю последовательной автоматизации крупного современного предприятия, хотя по сути, конечно же, дело обстоит с точностью до наоборот: это предприятия проходят путь, который раньше них прошли вендоры. На начальной стадии этого пути разработчики ПО решали задачи автоматизации управления ресурсами предприятия посредством ERP-систем, затем постепенно расширяли круг бизнес-процессов и интегрировали их на базе платформенных решений. Далее перешли к задачам снижения совокупной стоимости владения, обеспечения сквозных бизнес-процессов, максимального удобства использования продуктов, автоматизации разнообразной бизнес-аналитики, и наконец наступил период активного развития облачных сервисов и мобильных приложений. Не является исключением из этого правила и глобальная немецкая компания SAP, отмечающая в нынешнем году двойной юбилей — 40 лет существования и 20 лет бизнеса в России. По этому знаменательному поводу компанией был организован и проведен форум “SAP. 40 лет инноваций”, на котором обозначались как самые важные вехи пройденного, так и этапы предстоящего — всё в контексте проблематики современного бизнеса.

SAP в России

Как известно, SAP пришла на российский рынок в 1990 г., установив партнерские отношения с тверским НИИ “Центрпрограммсистем” — первым российским предприятием, занявшимся локализацией решений SAP (и, кстати говоря, организованном почти одновременно с SAP — в первой половине 1970-х). Спустя два года немецкая компания открыла официальное представительство в Москве и у неё появились первые клиенты — АО “СвердловЭнерго”, “Сургутнефтегаз”, Красноярский алюминиевый завод и “Туламашзавод”, впоследствии было открыто еще семь офисов, в том числе в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и других городах.

Сегодня SAP лидирует на российском рынке ERP-решений для предприятий (её доля в этом сегменте, по данным IDС, — более 50%), активно развивает другие направления, в том числе самые современные, например мобильные приложения. Согласно прогнозу IDC, приведенному в выступлении на форуме Питером Майером, вице-президентом по функциональным решениям SAP, к 2013 г. в мире будет более 1 млрд. специалистов — пользователей мобильных приложений. В русле данной тенденции компания предлагает своим клиентам мобильные разработки фирмы Sybase, приобретенной SAP, платформу для разработки корпоративных мобильных приложений и решение для управления разнообразными мобильными устройствами, а также “магазин” готовых мобильных приложений — портал SAP Store.

В числе российских клиентов немецкой компании — Сбербанк, руководитель проектов и корпоративный архитектор которого Максим Ламсков пояснил, почему выбор банка был остановлен на мобильной платформе SAP. Необходимость мониторинга процессов в многочисленных офисах банка, а также управления техническим персоналом по обслуживанию банкоматов и других устройств самообслуживания, которых только в Москве более 6 тыс., — эти и ряд других повседневных бизнес-задач и заставили искать подходящее мобильное решение. По словам представителя Сбербанка, главными факторами выбора мобильной платформы SAP стали реализация промышленного подхода, возможность подключения любого мобильного устройства к любой информационной системе банка, а также поддержка нескольких операционных систем.

Активно развивает SAP и направление бизнес-аналитики. По словам Питера Майера, сохранение управляемости бизнеса в условиях постоянно нарастающих объемов данных — большая проблема, разрешить которую и призвана новая бизнес-аналитика. Подход компании к разрешению данной проблематики реализован в новом продукте SAP HANA (High Performance Analytic Appliance), позволяющем производить расчеты непосредственно в оперативной памяти (так называемые “расчеты in-memory”), что значительно ускоряет процесс обработки больших объемов данных. Правда, несмотря на заверения самого Питера Майера, что SAP HANA — один из самых “быстрорастущих продуктов”, и приведенные им цифры (уже порядка 350 клиентов в мире), успехи данной инновации в России пока более чем скромные. Так, выступивший на форуме Евгений Чаркин, директор по ИТ компании “Северсталь”, сказал, что окончательное решение о промышленном внедрении SAP HANA пока не принято, хотя он и “смотрит оптимистично” на этот вопрос. Пока же продукт внедрен на предприятии лишь в качестве “демопримера”, на “слепке с хранилища данных”. Справедливости ради назовем количественные показатели результатов пробного проекта, сделанные представителем “Северстали”: “эффект ускорения” обработки данных при опробовании продукта составил от 5 до 100 крат, сокращение скорости загрузки данных — на 30%. Что касается еще одного российского проекта внедрения SAP HANA — в компании “Сургутнефтегаз”, то здесь ситуация еще туманнее. Ольга Латыпова, первый заместитель начальника управления информационных технологий компании, ограничилась краткой информацией a la twitter, причем самого общего характера: “Запущено несколько инновационных проектов на базе SAP HANA”. Впрочем, с похожим дефицитом информации приходится сталкиваться на начальном этапе вывода на рынок многих инновационных продуктов самых разных вендоров, так что сама по себе ситуация довольно распространенная, вполне объяснимая, и делать какие-то далеко идущие выводы о перспективах продукта пока, наверное, рано.

Из выступления Питера Майера стоит еще выделить обозначенный им объем планируемых инвестиций SAP в рынок России и СНГ к 2015 г. — на уровне 1 млрд. евро. Кроме того, представитель SAP определил три главных направления работы на ближайшую перспективу: расширение присутствия компании в регионах и развитие новых рынков; инвестиции в локализацию отраслевых решений (в частности, в настоящее время среди приоритетов — локализация решения для банков); масштабные проекты с участием государственных органов РФ. Завершил докладчик свою речь практически майскими призывами: “консолидируйте ваши приложения и аналитику, используя передовые методики и опыт!”, “обеспечивайте мобильность!”, “используйте облачные решения!”, — в которых, как мы вынуждены констатировать, нет ничего оригинального, на разные лады эти лозунги выдвигают практически все вендоры, что, впрочем, не отменяет их актуальность.

Своего коллегу дополнил Игорь Богачев, генеральный директор “SAP СНГ”, который считает залогом успеха компании ее экосистему, включающую в себя специалистов предприятий — клиентов и партнеров SAP. Как сообщил г-н Богачев, ежегодно SAP обучает порядка 2 тыс. специалистов, общее количество которых к 2015г. планируется увеличить до 20 тыс. (в настоящее время их порядка 7 тыс.). Кроме обучения специалистов, компания осуществляет консультационную поддержку своих клиентов и партнеров, причем с января нынешнего года — в круглосуточном режиме и на русском языке. С целью развития российского направления бизнеса планируются инвестиции и в локализацию продуктов (порядка 25 млн. евро в течение ближайших трех лет). Предполагается, как особо отметил представитель SAP, активно развивать сотрудничество с органами российской власти — в том числе в плане реализации программы открытого правительства, привнесения в российскую действительность западного опыта взаимодействия государства и граждан. В частности, в русле долгосрочного сотрудничества с государственными органами в Сколкове недавно было открыто подразделение SAP Lab, занимающееся научными исследованиями и инновационными разработками.

Об актуальности заказных разработок для российского рынка

Новому направлению в работе SAP в России и СНГ — заказным разработкам — была посвящена специальная пресс-конференция в рамках форума.

Клаус Вебер, вице-президент SAP и глобальный директор направления Custom Development, подчеркнул, что в рамках реализации заказных решений можно, в частности, расширить и улучшить функциональные возможности стандартных продуктов SAP, внедрить инновационные разработки, автоматизирующие новые бизнес-процессы, осуществить переход на платформу SAP, реализовав единое развитие и поддержку корпоративной информационной системы. Одним из существенных преимуществ заказных решений является также наличие центров отраслевой экспертизы в самых разных отраслях экономики (розничная торговля, машиностроение, нефтегазовая отрасль и т. д.).

Директор по консалтингу и обучению “SAP СНГ” Роман Журавлев сообщил, что в настоящее время из общего количества программистов по всему миру (порядка 12 тыс.) в заказных разработках задействовано порядка 10%. Он отметил, что заказные разработки со временем могут эволюционировать в поддерживаемые стандартные продукты, предлагаемые другим заказчикам. Права на любую заказную разработку остаются у SAP (что, как прокомментировал Роман Журавлев, вызывает вопросы лишь у 5% клиентов), так что подобная практика вполне юридически обоснованна. В рамках развития направления заказных решений на российском рынке в компании уже создан отдел из нескольких специалистов, которые в настоящее время занимаются локализацией ряда продуктов.

Игорь Богачев напомнил, что одно из ключевых направлений работы компании, в том числе в контексте заказных решений, — сотрудничество с органами власти. Любая федеральная программа, считает он, дает в этом плане огромные возможности, поскольку в рамках подобных проектов приходится на базе стандартной платформы решать нестандартные задачи.

Было сообщено также, что к 2015 г. SAP планирует увеличить долю заказных разработок в структуре доходов от продажи ПО по российскому рынку и рынкам СНГ до 7%.

О месте и перспективах российского направления бизнеса

По результатам 2011 г. бизнес SAP в России и СНГ в общем бизнесе немецкой компании, как сообщалось на форуме, располагается на четвёртом месте, в планах на текущий год — переместиться на третью позицию. С точки зрения Игоря Богачева, наиболее актуальны для современного бизнеса — как мирового, так и российского — вопросы не выживания, а роста, что и обеспечивают современные инновационные технологии.

Версия для печати (без изображений)