На прошедшей в начале марта в Атланте очередной конференции Microsoft Convergence в центре внимания оказались анонсы новых версий средств корпоративного управления Microsoft Dynamics, которые предполагается выпустить в нынешнем году. Тем не менее я хотел бы особо отметить стратегические заявления, сделанные на этом форуме главой подразделения Microsoft Business Solutions Кириллом Татариновым. Вкратце смысл их в том, что бизнес становится все более клиенториентированным, а потому корпоративные приложения должны соответствовать быстро формирующемуся сегодня новому потребительскому опыту (customer experience), связанному с широким использованием в повседневной жизни человека Интернета, мобильных устройств и приложений, социальных сетей и облачных сервисов. Докладчик напомнил, что как бы мы ни классифицировали приложения по категориям B2B или B2C, на самом деле всегда имеет место P2P (People to People), поскольку бизнес всегда ведется между людьми. И стратегическая цель Microsoft — сделать все свои продукты (включая и бизнес-приложения) востребованными со стороны массовой пользовательской аудитории.

С этих позиций и стоит посмотреть на прозвучавшие в Атланте анонсы. Во II квартале увидит свет очередной релиз Microsoft Dynamics CRM, в котором появятся новые модули: управления маркетинговыми кампаниями — Marketing, “прослушивания” социальных сетей — Social Listening, сервисного обслуживания по самым разным коммуникационным каналам — Unified Service Desk. Все они базируются на продуктах, недавно купленных Microsoft: первый включает функции Marketing Pilot, второй — Netbreeze, а третий — Parature. По какой-то причине особое внимание в докладе было уделено Dynamics Marketing: к рассказу о его достоинствах подключился руководитель Microsoft Business Solutions по маркетингу Уэйн Моррис, ознакомившийся с приложением раньше других. Создалось даже впечатление, что речь идет о самостоятельном продукте. Мои сомнения рассеял Кирилл Татаринов, пояснив, что всё это, включая Dynamics Marketing, — модули системы Dynamics CRM, которые можно приобретать как по отдельности, так и в виде интегрированного пакета.

Как с учетом этого изменятся цены? Полной картины пока нет. Дело в том, что есть облачная версия Dynamics CRM Online, оплачиваемая по подписке, и онпремисная, требующая приобретения полных лицензий. Судя по всему, во втором случае тоже возможен вариант подписки. Так, Social Listening пользователи облачного сервиса CRM Online получат бесплатно, а обладателям онпремисной версии придется платить за этот модуль по 20 долл./мес. за каждого пользователя. В дополнение к профессиональной редакции Dynamics CRM Online, стоимость которой составляет 65 долл. на одного пользователя в месяц, появляется редакция Enterprise (200 долл.), включающая в форме онлайновых сервисов функции Dynamics Marketing и Unified Service Desk. На первый взгляд 200 долл. — это существенно выше, чем у ряда конкурентов: в пересчете на год цена полнофункционального облачного CRM-сервиса Microsoft составит 2400 долл., а, скажем, у Salesforce и у Terrasoft она находится на уровне 300 долл. и 350 евро соответственно. Но здесь следует аккуратно сопоставлять функциональность каждого решения и учитывать преимущества изначальной интегрированности всего стека ПО Microsoft, от ОС и офисных приложений до CRM- и ERP-систем.

В начале мая состоится премьера очередного релиза ERP-системы для крупных и средних предприятий Dynamics AX 2012 R3, которую можно будет развертывать как в дата-центре заказчика, так и в облачной IaaS-инфраструктуре, принадлежащей самой Microsoft или ее партнерам. Когда я спросил Кирилла Татаринова, планируется ли в будущем предоставление Dynamics AX по модели SaaS, он ответил, что уже сегодня клиенты, развертывающие систему в режиме хостинга на облаке Azure, имеют возможность не покупать полные лицензии, а ежемесячно оплачивать подписку на них. Думается, такая модель все-таки не эквивалентна SaaS, поскольку в ее рамках по факту потребления оплачиваются только инфраструктурные ресурсы. Трудно сказать, появится ли со временем мультиарендная редакция Dynamics AX, но слухи такого рода циркулируют.

Вместе с новым релизом будут выпущены и базирующиеся на AX вертикальные решения, контролируемые Microsoft. К пяти решениям для розничной торговли, производственных предприятий, дистрибьюторских компаний, государственного сектора и провайдеров профессиональных услуг добавится приложение для компаний, работающих в сфере туризма и развлечений. Пожалуй, более существенно для отечественных заказчиков то, что впервые одновременно с международной версией появится российская локализация этого продукта. Клиентам, которые воспользуются хостингом в среде Windows Azure, корпорация готова предоставить сервисы Dynamics Lifecycle Services, позволяющие сократить время развертывания системы и более гибко управлять процессами ее обновления на протяжении жизненного цикла.

Кроме того, вместе с Dynamics AX 2012 R3 клиенты и партнеры получат инструментальные средства, с помощью которых можно разрабатывать и разворачивать мобильные приложения, тесно взаимодействующие с AX. Нельзя не отметить, что практически в каждой демонстрации внедренных решений, проведенной во время пленарного доклада Кирилла Татаринова, были задействованы мобильные приложения, установленные на тех или иных устройствах. К примеру, в рамках проекта для авиакомпании Delta Air Lines с помощью партнера — фирмы Avanade — было создано мобильное рабочее место для бортпроводников, выполняющее функции POS-терминала и справочной системы. В роли мобильного клиента системы Dynamics for Retail (отраслевое решение AX для розницы) выступают смартфоны Nokia Lumia 820 под управлением Windows Phone 8, к которым через аудиоразъем подключается миниатюрный считыватель кредитных карт. Утверждается, что такими терминалами снабжено сегодня 19 тыс. бортпроводников, ежедневно обслуживающих 5800 рейсов. С их помощью они могут продавать пассажирам еду и напитки, повышать за дополнительную плату класс обслуживания, всегда иметь оперативную информацию об изменениях в расписании других рейсов, важную для транзитных пассажиров, пересылать информацию об оплате по электронной почте или получать сведения о погоде в пункте прибытия. Справедливости ради должен сказать, что на обоих внутренних рейсах между Нью-Йорком и Атлантой, выполнявшихся “Дельтой”, я подобных устройств в руках стюардесс ни разу не видел.

Версия для печати (без изображений)