После некоторого замедления роста объемов бизнеса в последние несколько лет продажи группы компаний «1С» опять пошли резко вверх, увеличившись в 2018 г. на 20%. С констатации этого позитивного факта директор «1С» Борис Нуралиев начал свое выступление на открытии 8-й ежегодной конференции «Решения „1С“ для корпоративных клиентов», традиционно проводимой с 2015 г. в середине июня в Сочи. По мнению бессменного руководителя «1С», эта динамика отражает не только успехи самой фирмы, но и определенное оздоровление общей экономической ситуации в стране: заказчики поняли, что пора переходить от стратегии выживания к политике долгосрочного развития, в реализации которой ИТ играют важную роль. Хотя, конечно, успехи компании определяются отнюдь не только повышением платежеспособного спроса в стране, ведь показатели динамики ее продаж намного опережают аналогичные данные по ИТ-рынку в целом, не говоря уже об экономике страны.

Темпы роста направления автоматизации деятельности предприятий вполне соответствует показателям группы: в 2018 г. они составили 18%. Простой анализ структуры бизнеса на базе ПО «1С:Предприятие» показывает, что последние восемь лет абсолютные продажи лицензий находились примерно на одном уровне и даже снижались в 2012-2014 гг., увеличение общего объема достигалось за счет увеличения доли предоставляемых сервисов, но в прошлом году продажи лицензий сделали серьезный скачок вверх (22%). И все же стратегия развития бизнеса «1С» во многом связана именно с увеличение сервисной составляющей, что вполне соответствует общемировым ИТ-тенденциям, при этом речь идет не столько о технической поддержке пользователей и партнеров, сколько об ускоренном расширении таких направлений, как предоставление облачных ресурсов (тут в первую очередь многофункционального SaaS-сервиса 1С-Fresh) и аутсорсинг бухгалтерско-учетных услуг («1С:БухОбслуживание»). Говоря об этом, Борис Нуралиев подчеркнул, что компания продолжает ориентироваться на партнерскую модель работы на рынке, что сервисные направления не только не исключают участия партнеров, но наоборот предоставляют им новые возможности для расширения собственного бизнеса. Так, например, сегодня одним из быстрорастущих сегментов рынка является переход предприятий на использование общих центров обслуживания, оптимальным вариантом создания которых может быть объединенное использования технологий 1C:Fresh (в том числе развертывание этой системы во внутреннем облаке предприятия) и 1С:БО. Уже сейчас такой подход начинают применять как холдинги для создания внутренних ОЦО, так и партнеры для обслуживания своих клиентов.

По мнению Бориса Нуралиева, сегодня основные перспективы расширения российского ИТ-рынка во многом связаны с реализацией курса страны на цифровизацию, с воплощением в жизнь концепции «Индустрия 4.0»: «Стратегия импортозамещения, конечно, тоже сыграла определенную позитивную роль, поддержав российских ИТ-разработчиков, но главный эффект отечественная ИТ-отрасль должна получить не от каких-то преференций, а от общего повышения спроса на ИТ со стороны потребителей». В подтверждение этих слов он привел данные опроса партнеров о причинах выбора заказчиками продуктов «1С» вместо зарубежных систем. Тройка главных ответов выглядит так: невысокая стоимость реализации проекта, включая стоимость ПО и услуг по внедрению (124 ответа), соответствие функционала потребностям клиента, наличие большого числа специалистов и партнерских предложений. Вариант «импортозамещение» в качестве причины был назван только один раз.

Еще одно традиционное исследование «1С» на базе своей обширной сети партнеров — анализ трудностей развития их бизнеса. Конечно, тут среди «узких мест» всегда называются проблемы общеэкономической ситуации (падение платежеспособного спроса), изменения требований заказчиков и растущая конкуренция. Но все же на первом месте уже много лет находится проблема нехватки специалистов. Уже давно «1С»-специалист является самой массовой и востребованной профессией на рынке ИТ-труда, число разработчиков и внедренцев растет, но все равно не поспевает за ростом потребностей заказчиков. «Правительство на практике реализует политику постоянного увеличения подготовки ИТ-специалистов в вузах, но переход на рельсы цифровой экономики требует еще больше ИТ-профессионалов. Решение этой задачи мы видим для себя в сотрудничестве в этом направлении не только с высшей, но и средней школой», — отметил директор «1С».

Основой не только создания деловых приложений, но и всей бизнес-модели работы «1С» на рынке является технологическая платформа «1С:Предприятие», которая представляет собой уникальное явление в ИТ-мире. «Общепринятой практикой является использование разных архитектурных и технологических решения для создания систем для разных категорий пользователей (частных лиц, малых компаний и гигантских корпораций) и различных классов устройств (мобильные, настольные, серверы, облака). Мы же изначально пошли по пути разработки единой платформы. Многие эксперты сомневались в возможности реализации такой идеи, но своим практическим опытом наша компания доказала ее жизнеспособность», — сказал руководитель направления разработки делового ПО «1С» Сергей Нуралиев. Если классический подход к разработке прикладного ПО основан на методе «появилась новая технология — пишем новой приложение», то в случае платформы уже существующие прикладные решение просто переводятся на новую платформу, которая берет на себя выполнение многих базовых прикладных функций. При этом нужно также отметить, что архитектура программной системы «1С:Предприятие» выполнена в виде сочетания проприетарного и открытого ПО: первый вариант применяется для технологической платформы, а второй — для прикладных решений.

Активное продвижение «1С» в сторону крупных корпоративных заказчиков предполагает особое внимание повышению надежности и масштабируемости платформы, обеспечению возможности создания крупных географический распределенных систем. В качестве иллюстрации движения в этом направлении Сергей Нуралиев привел проект в федеральной компании «Почта России», в рамках которого были внедрены два ключевых продукта «1С»: «1С:Управление торговлей» (89 информационных баз — регионы и центральные офисы, 18 тыс. пользователей) и «1С:Документооборот» (11 информационных баз, 36 тыс. пользователей, ввод более 1 млн. документов в год).

О прямой связи технологий и методик реализации крупных проектов говорила и заместитель директора «1С» по работе с корпоративными клиентами Марина Слесаренко: «Рост масштабности проектов автоматически повышает требования к качеству ИТ-систем. Неработоспособность бухгалтерского приложения в течение даже нескольких часов в отдельной, например, школе, не приводит к заметным проблемам в работе этого учреждения, а вот небольшой сбой в системе, которая обслуживает все школы Москвы — это почти катастрофа. Облачные модели действительно позволяют резко повысить и эффективность использования ИТ, и бизнеса в целом, но для их реализации недостаточно просто „все свезти в одно место“. Нужны качественные технологии и главное — умение их применять».

Критически важным свойством платформы «1С:Предприятие» является поддержка архитектуры многоарендности (multi tenancy), что позволяет, в частности, решать проблему нормализации нормативно-справочной информации про консолидации холдинговых структур. «Традиционно считается, что создание многоресурсных систем нужно начинаться с создание единой НСИ-базы. Но когда у вас есть несколько независимых структур, этой задачей можно заниматься бесконечно. Использование многоарендной архитектуры позволяет перевести в облако все организации, а уже потом начинать заниматься вопросами НСИ по мере актуальности этой темы», — поделилась опытом Марина Слесаренко.

Что касается, стратегии разработки прикладного ПО, то здесь «1С» движется в направлении, с одной стороны, создания широкого спектра специализированных продуктов (эта работа ведется совместно с ведущими партнерами), а с другой — интеграции крупных базовых решений. В конце нынешнего лета планируется выпустить новый комплексный продукт «1С: ERP. Управление холдингом» (бета-версия была представлена в феврале 2019 г.), который объединит два стратегических решения — «1C:ERP» и «1С:Управление холдингом». С его помощью крупные заказчики смогут решать задачи управления трех уровней: эффективностью групп компаний (CPM), ресурсами предприятий (ERP) и производством (MES).

Не отказывается «1С» и от намерений выйти на мировой рынок бизнес-приложений. Учитывая эту задачу фирма, в частности, изменила подход к развитию своего флагманского продукта «1С:ERP»: если до сих пор базовым являлся российский вариант продукта, а международная версия получалась в результате его «очистки» от отечественной специфики, то теперь главной будет именно международная версия, которая потом будет пополняться российским функционалом.