Разговоры о практической реализации концепции Индустрии 4.0 (четвертая промышленная революция) зачастую сводятся исключительно к теме внедрения новых ИТ, при этой порой забывается, что ИТ все же являются средством достижения традиционных целей бизнеса: повышения эффективности, конкурентоспособности и возможности оперативной реакции на меняющиеся рыночные условия. Суть же термина «4.0» заключается в качественном изменении роли ИТ, которые из средства поддержки традиционных методов бизнеса превратились в ключевой инструмент качественного преобразования самого бизнеса. О том, как эти тезисы реализуются на практике, шла речь в ряде докладов представителей заказчиков на октябрьском «Бизнес-форуме 1С:ERP».

«Соллерс» внедряет цифровые услуги

«Мы эволюционно подошли к пониманию жизненной необходимости выработки стратегии своего развития на базе идей Индустрии 4.0, расширяя в течение 10 лет спектр решаемых задач и используемых прикладных решений на платформе „1С:Предприятие“», — рассказала заместитель директора автопроизводителя «Соллерс» Зоя Каика и пояснила, что сегодня стратегия цифровизации холдинга включает в себя два основных направления: повышение эффективности/трансформация традиционного производственного ландшафта и создание качественно нового бизнес-контура в виде набора цифровых услуг smart mobility для разных категорий клиентов.

К настоящему моменту в группе компании сформирован единый ИТ-ландшафт на базе «1С:Предприятия», которые включает три основных слоя:

  • поддержка системы организационного и операционного управления холдинга на базе типовых продуктов «1С»;
  • автоматизация производственных и торгово-закупочных процессов с использованием специализированных решений «1С», адаптированных под специфику автомобилестроения и дискретного производства;
  • реализация комплексных проектов Индустрии 4.0 с помощью интеграции различных систем «1С» и внедрения новых цифровых технологий.

По мнению топ-менеджера «Соллерс», именно использование единой технологической платформы и набора взаимосвязанных прикладных решений позволило существенно повысить эффективность работы как отдельных предприятий холдинга, так и всей группы компаний в целом. В подтверждение этим словам были приведены такие данные:

  • сокращение сроков расчета себестоимости на 30%;
  • увеличение доступных к заказу вариантных исполнений автомобилей на 20-30%;
  • сокращение времени на поиск поставщиков услуг на 15%;
  • оптимизация затрат на закупки и сокращение количества срывов поставок на 10%-15%;
  • сокращение длительности производственного цикла на 30-40%;
  • уменьшение объемов незавершенного производства на 24%;
  • снижение себестоимости продукции на 5-10%;
  • увеличение производительности за счет качества планирования на 20%;
  • снижение потерь производства по причине отсутствия комплектующих и материалов на 12%.

Помимо традиционных задач повышения производительности труда и снижения затрат, сегодня ключевыми требованиями являются снижение сроков проектирования и запуска в производство новой продукции, а также реализация клиенто-ориентированной модели изготовления автомобилей. Но возможно еще более важными сегодня являются вопросы интеграции отечественных предприятий в глобальные цепочки поставок. В этой связи как существенное достижение «Соллерс» было отмечено начало выпуска в России двигателей для японского концерна «Мазда». Выход на современный уровень автопроизводства потребовал использования не только базового функционала флагманских продуктов «1С» («1С:ERP», «1С:ЗУП», «1С:Управление холдингом» и др.), но и применения специализированных решений PLM, MES, QMS, WMS, разработанных интегратором PROF-IT.

Однако реализации концепции Индустрия 4.0 подразумевает не только преобразование структуры традиционной сферы деятельности компании, но и выход за ее пределы, освоение качественно новых направлений работы с клиентами. Одно из них для «Соллерса» связано с использованием технологий Интернета вещей при взаимодействии с пользователями на этапе эксплуатации автомобилей. Здесь был назван в первую очередь проект по созданию Connectivity-платформы, которая обеспечивает получение в оперативном режиме эксплуатационных данных автомобиля, позволяя оптимизировать задачи его диагностики, оценка остаточной стоимости, снижения ТСО. С помощью этой же системы можно создавать набор полезных онлайн-сервисов для водителей.

Еще несколько новых проектов «Соллерс» связаны с предоставлением услуг внешним автопредприятиям по управлению автотранспортом (управление заявками и контроль их исполнения, экономика эксплуатации и ремонта и пр.) на базе решения «1С:УАТ», по временному предоставлению коммерческих и специальных автомобилей в аренду (fleet sharing) и созданию торговых площадок, на которых клиенты смогут находить предложения от различных поставщиков продукт и услуг. По мнению Зои Каики, конкурентным преимуществом «Соллерс» в этой новой для компании сфере услуг является возможность интеграции разных сервисных платформ как между собой, так и с производственными процессами.

«Татбурнефть» заложила основы для применения Интернета вещей

Компания «Татбурнефть», входящая в состав нефтесервисного холдинга «Таграс», занимается предоставлением полного спектра услуг, связанных со строительством и эксплуатацией нефтяных скважин. Разумеется, ИТ и ранее применялись в ее работе, но их актуальность резко возросла несколько лет назад, в связи с началом нового, «независимого» этапа ее жизнедеятельности. Ранее «Татбурнефть» обслуживала фактически только одного клиента, компанию «Татнефть», которая в какой-то момент решила расширить состав своих партнеров. Соответственно, у «Татбурнефти» сократились объемы работ с «Татнефтью» (и за них еще нужно было бороться с конкурентами), которые потребовалось компенсировать новыми заказчиками. Короче говоря, «Татбурнефть» начала работать в настоящих рыночных условиях, когда необходимо одновременно повышать внутреннюю эффективность и адаптироваться к требованиям разных клиентов.

Как рассказал руководитель программы трансформации и развития системы управления «Татбурнефть» Антон Седунов, попытки существенно модернизировать деятельность организации в рамках существовавших бизнес-процессов показали ограниченность такого подхода. Руководство быстро поняло, что нужно менять саму структуру бизнеса, и драйвером этого процесса должна стать комплексная ИТ-автоматизация на базе единой программной платформы. В качестве такой основы была выбрана система «1С:Предприятие» (ERP, «Управление холдингом», «Управление зарплатой и персоналом», «Документооборот») и заключено долгосрочное соглашение о сотрудничестве с интегратором ITPS (Information Technology Professional Solutions).

Модернизация программной инфраструктуры и запуск функциональных блоков выполнялись поэтапно, в порядке приоритетности задач, параллельно с внедрением новой организационной структуры и системы управления на базе сквозных бизнес-процессов. На начальном этапе работы главное внимание было сосредоточено на вопросах совершенствования производственных процессов, при этом важным аспектом было повышение качества работы и условий труда полевых подразделений (занимаются созданием и обслуживанием буровых скважин). Второй блок, который обеспечивает одно их конкурентных преимуществ компании, связан с повышением эффективности расчетов себестоимости выполняемых работ и с оптимизацией финансового планирования, учета договоров и управления зарплатой.

С точки зрения бизнеса важным показателем изменений является такой факт: при сохранении достаточно высоких показателей рентабельности за последние два-три года доля «неосновных» заказчиков возросла с 20 до 50%.

По мнению Антона Седунова, на сегодня уже можно говорить о том, что «Татбурнефть» перешла на новый уровень организации своей деятельности. Создание комплексной ИС позволило сформировать единое информационное пространство, в котором на всех уровнях управления компания и всеми участниками процессов управления вся деловая информация интерпретируется одинаковым образом. Руководство получило возможность не только оптимально обосновывать планируемые затраты и контролировать их исполнение, но и анализировать причины отклонений, приниматься решения на базе достоверной и полной информации, оперативно корректировать все виды планов, постоянно контролируя согласованность и исполнение планов. В то же время создание качественно новой комплексной внутренней системы ИТ-автоматизации создает предпосылки для дальнейшего повышения деловых и производственных процессов, в частности, в направлении более тесного информационного взаимодействия с потребителями, в том числе с использованием технологий Интернета вещей.