Деловое картографирование помогает принимать верные решения

Марк Хэммонд

В преддверии 31 января - дня розыгрыша суперкубка - тренеры элитных клубов национальной футбольной лиги США припали к картам, прокладывая оптимальные маршруты, расставляя на них крестики и нолики. Но занимались этим не только они. Без тщательно продуманного плана не могут обойтись и менеджеры фирмы Domino’s Pizza - империи пиццерий из Анн-Арбора (шт. Мичиган) с оборотом 3,2 млрд. долл. в год. Финал первенства национальной лиги американского футбола для них - величайший день года, когда нужно приготовить и доставить болельщикам на дом 900 тысяч коробок с пиццей. Сбои здесь вызовут неудовольствие слишком многих клиентов, а это может дорого обойтись компании.

В нынешнем году водителям автомобилей Domino’s стало гораздо легче решать проблемы быстрой доставки. Им на помощь пришла ГИС (географическая информационная система), над развертыванием которой фирма работает уже несколько лет. Она выдает водителю маршрут до самого дома заказчика, где бы он ни находился. Но возможности ГИС этим не ограничиваются, новая система позволяет решать и другие задачи. С ее помощью, например, оператор Domino’s быстро выберет пиццерию, в которой клиенту будет обеспечено наилучшее обслуживание с учетом расстояния, текущей загрузки и других факторов. Кроме того, менеджеры фирмы могут более эффективно распределять имеющиеся средства, точнее определять тенденции развития бизнеса.

“Здесь вы можете еще раз убедиться, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, - считает Тим Монтейт, старший вице-президент Domino’s Pizza по информационным службам. - Новая система открывает широчайшие перспективы визуализации данных и позволяет лучше понимать рынок. Она помогла нам создать единую базу данных, которую можно просматривать с географической привязкой”.

Лидеры ГИС

Такое мнение разделяют и многие другие компании. Сегодня все больше и больше предприятий используют ГИС-приложения для анализа деловых тенденций и принятия ключевых решений: где лучше разместить магазин, на какие районы обратить повышенное внимание, как построить программу маркетинга и даже как скомпоновать интерьер своего коммерческого офиса.

Сегодня программные средства ГИС все чаще используются в качестве основного аналитического инструментария. В немалой степени этому способствует появление новых продуктов, которые отличаются от своих предшественников простотой в работе, невысокой ценой и большей функциональностью. Их уже предлагает своим клиентам целый ряд ведущих производителей, среди которых фирма Environmental Systems Research Institute (Редландс, шт. Калифорния) и корпорация MapInfo (Трой, шт. Нью-Йорк). В игру на этом поле вступают и такие “тяжеловесы”, как Microsoft и SAP AG, недавно обнародовавшие свои планы по производству ГИС-средств.

Конечно, нынешние ГИС-пакеты не лишены недостатков, а отсутствие стандартов создает серьезную проблему совместимости. Но это не может снизить притягательности новой системы для самых разных компаний. Все большее их число открывает для себя мощные аналитические возможности таких средств и начинает активно применять их в своей деятельности.

Географическая информационная система способна не только извлекать табличную информацию из хранилищ данных и других репозиториев. С помощью специального механизма геокодирования (geocoding) полученные данные наносятся на карту, после чего их можно анализировать в пространственном отображении. Некоторые организации, например, связывают ГИС-приложения с базами данных о клиентах. Благодаря этому можно, допустим, нанести на карту потенциальных потребителей с годовым доходом свыше $60 000, имеющих детей и проживающих на расстоянии не более 10 миль от магазина.

В других фирмах ГИС-приложения используются для подготовки деловых презентаций и неотразимых картографических аргументов, помогающих привлекать рекламодателей.

В основу географической информационной системы фирмы Domino’s положено приложение MapInfo для настольных систем. Именно оно позволяет производить анализ демографических данных, распределяя клиентов по возрасту, полу и уровню годового дохода. Это приложение связано с хранилищем данных, в которое поступает информация с POS-терминалов, установленных в 650 пиццериях Domino’s и 6100 других торговых точках. Вооружившись таким инструментом, менеджер фирмы может простым щелчком мыши вывести на экран подробную карту того или иного района города и получить всю необходимую информацию о клиентах.

Старые средства на новый лад

Географическую информационную систему новинкой не назовешь. Это специализированное средство давно используется правительственными органами, муниципальными предприятиями, различными организациями землепользования и телекоммуникационными компаниями. Однако из-за сложности, высокой стоимости и направленности на узкую специализацию данная технология на протяжении многих лет была непригодна для широкого применения.

Ситуация изменилась с появлением высокопроизводительных аппаратных средств и программного обеспечения, отличающихся небольшой ценой и способных обрабатывать ресурсоемкие картографические данные. За этим последовало дальнейшее развитие географических информационных систем, благодаря которому они проникли в самые различные сферы деятельности - здравоохранение, розничную торговлю, операции с недвижимостью, туризм, страховой бизнес, другие области экономики. Назовем лишь несколько особенностей нового поколения ГИС, способствовавших этому.

Простота использования. Крупнейшие разработчики ГИС-средств оснащают свои продукты “мастерами”, рассчитанными на рядового пользователя. Благодаря этому потребителя удается избавить от всех тех сложностей в работе, которые раньше делали ГИС доступными только для специалистов. Скажем, фирма ESRI - один из лидеров в этом секторе рынка - прошлым летом выпустила пакет ArcView Business Analyst, уделив при этом особое внимание простоте использования (см. статью “ГИС спускаются на землю”). Ближайшим летом фирма намерена выпустить новую версию своего базового продукта Arc/Info, и тогда работа еще более упростится.

Монтейт: “Картографирование помогает

водителям Domino’s при доставке пиццы”

Возможность работы через Web. Появление и постоянное совершенствование серверного ПО, доступ к которому осуществляется через браузеры, открыло ГИС-системам выход во “Всемирную паутину”. В качестве примера назовем хотя бы MapXtreme - серверный ГИС-пакет на языке Java, выпущенный корпорацией MapInfo в октябре прошлого года.

Интеграция. Oracle, Informix Software, IBM и другие разработчики СУБД уже предлагают добавочные средства для работы с картографическими данными в своих продуктах. Такие расширения, как Spatial DataBlades for Informix или Spatial Data Cartridges for Oracle, значительно упрощают интеграцию хранилищ данных с ГИС-пакетами. На вопрос интеграции своих продуктов со средствами ГИС обращают внимание и разработчики других систем. Так, фирма SAP включает связи с программным обеспечением ГИС в системы планирования ресурсов предприятия, а компании Seagate Software и Business Objects предусматривают взаимодействие с географическими информационными системами в программах поддержки принятия решений.

Участие Microsoft. Из Редмонда прозвучало обещание выпустить в июле инструментарий делового картографирования MapPoint 2000 и продавать его по $109. Не следует ожидать от него богатства функций традиционных средств ГИС, однако низкая цена продукта откроет новой технологии путь к настольным системам. Недорогой продукт такого же типа готовит к выпуску и фирма ESRI. Ее пакет BusinessMap Pro будет стоить около $150.

Большая четверка производителей ГИС-средств (ESRI, MapInfo, Intergraph и Autodesk) надеется, что заявление Microsoft придаст новый импульс развитию этого рынка. А ведь в прошлом году, по оценкам корпорации International Data (Фреймингхем, шт. Массачусетс), он принес доход около 1 млрд. долл.

Пространство для роста ГИС

Правда, по функциональности MapPoint едва ли сможет конкурировать с программными комплектами самой Большой четверки: к примеру, этот продукт начального уровня не позволяет создавать собственные карты, предлагая лишь встроенные картографические шаблоны. Кроме того, из него можно экспортировать только ограниченный набор из предустановленных демографических данных.

Ставка на ГИС

Не дожидаясь появления Microsoft на рынке географических информационных систем, многие пользователи уже сейчас активно работают со средствами ГИС. Хорошим примером может служить Chase Manhattan Bank (Нью-Йорк), активы которого оцениваются в 350 млрд. долл. В этом банке уже развернуты пакеты ArcView фирмы ESRI и MapInfo Professional корпорации MapInfo. Как сообщил нам Крейг Зерайдер, вице-президент Chase Manhattan по планированию услуг, особое значение ГИС приобрела после слияния его банка с Chemical Bank и Manufacturer’s Hanover Trust. Приобретая новые банковские подразделения, руководство Chase Manhattan учитывало, что районы их деятельности зачастую перекрываются. Чтобы избежать дублирования услуг, нужно было из 900 отделений, расположенных в штатах Нью-Йорк, Нью-Джерси и Коннектикут, закрыть или объединить около 300. И возникла серьезная проблема: как провести реорганизацию с минимальной потерей клиентуры?

Используя ArcView, специалисты смогли сопоставить схему пространственного размещения клиентов с местоположением отделений приобретаемых банков, собственных филиалов, которые могли бы взять на себя обслуживание этих районов, а также конкурирующих банков.

“Нам удалось довольно точно оценить вероятность потери каждого клиента и понять, как проводимая реорганизация может сказаться на доступности филиалов, т. е. какое расстояние клиенту придется преодолеть, чтобы добраться до банка, и сколько для этого потребуется времени, - рассказывает Зерайдер. - Благодаря этому в ближайшие пять лет мы сможем закрыть многие отделения, сохранив доходы и подавляющее большинство клиентов”.

Ведущие производители ГИС и их продукты

Географическая информационная система используется в Chase Manhattan и для планирования развития бизнеса. Она помогает оперативно выявлять новые рынки, обладающие высоким потенциалом, развертывать сеть быстрой доставки почты и проведения телемаркетинга, выбирать места для размещения новых отделений. За последнее время, скажем, с помощью ГИС были выбраны 10 супермаркетов, в которых будут организованы дополнительные филиалы банка.

В других компаниях ГИС также получают развитие. Например, в фирме Money Mailer LLC (Гарден-Гроув, шт. Калифорния), специализирующейся на рекламе по почте, первая ГИС на основе серверного пакета MapGuide разработки Autodesk (Сан-Рафаэль, шт. Калифорния) появилась примерно год назад.

Эта система была подключена к интрасети фирмы, благодаря чему она стала доступна для 300 посредников, пользующихся торговой маркой Money Mailer. Теперь они могут получать карты, работать с огромными массивами демографических данных и бизнес-информации, что упростило поиск и привлечение рекламодателей, заинтересованных в расширении местной клиентуры.

И все же современные ГИС нуждаются в усовершенствовании, в первую очередь в области обеспечения совместимости. Лишь таким образом можно полностью избавиться от узкой специализации подобных систем и превратить их в универсальный аналитический инструментарий.

Производители прислушиваются к таким пожеланиям. Уже создан консорциум Open GIS, объединяющий 150 различных организаций. Главная задача этого органа стандартизации - заменить разнообразные индивидуальные интерфейсы, применяемые в различных продуктах, на общий их комплект. В его основу должны быть положены язык SQL, общая архитектура посредника запросов к объектам CORBA, а также объектная технология OLE/COM. Новый консорциум уже заручился поддержкой Большой четверки, и это позволяет надеяться, что согласие по новому стандарту будет достигнуто еще до конца нынешнего года.

А тем временем, по мнению аналитиков, географические информационные системы, продолжая свое развитие, постепенно превратятся в базовый инструмент анализа.

“Здесь заложен огромный потенциал, - утверждает Брюс Дженкинс, аналитик фирмы Daratech (Кеймбридж, шт. Массачусетс). - Что же касается спроса, то я его охарактеризовал бы как зарождающийся”.

Версия для печати