Тенденции

Елена Монахова

Сегодня клиенты во всем мире заявляют о том, что они желают покупать товары, изготовленные по их собственным спецификациям, собранные в удобные им сроки и доставленные в нужное место. Производство будущего, предсказывают аналитики, будет ориентировано на персонализированный рынок. И оно должно уметь быстро реагировать на изменения спроса. По прогнозам исследовательских компаний, уже в начале следующего века около 50% потребительских товаров будет производиться в рамках модели “производство-на-заказ” (BTO - Build-To-Order).

Как это отразится на интегрированных системах управления предприятием? С таким вопросом редакция обратилась к представителям фирм, продвигающих в России ERP-системы.

Андрей Крылович (AVKryl@tops-msk.com), фирма Tops: Основные тенденции, на мой взгляд, следующие. Если посмотреть с технической стороны, то в настоящее время разработчики стремятся делать крупные ERP-системы в виде совокупности независимых функциональных компонентов (бизнес-объектов). С функциональной точки зрения большое внимание уделяется развитию единой концепции Supply Chain Management.

Леонид Мазур (leo@icl.kazan.su), фирма ICL-КПО ВС: Нам представляется, что эпоха сложных, всеобъемлющих, тяжеловесных и дорогих систем-мамонтов заканчивается. Вспомним историю развития компьютерной техники. На наших глазах произошел резкий скачок в производительности, надежности, мощности, удобстве одновременно с радикальным падением цен. Конечно, все это следствие технологической революции, но не только. Когда были стандартизованы интерфейсы между различными частями компьютера - процессором, памятью, винчестером, монитором, внешними устройствами, производители резко специализировались. Кто-то стал заниматься только процессорами, кто-то винчестерами, кто-то мониторами, кто-то сборкой и тестированием. Усилилась конкуренция, улучшилось качество, поползли вниз цены.

Не это ли ждет нас и в системах управления? Как только будут окончательно структурированы модели MRP II - ERP - JIT, стандартизован пользовательский интерфейс и информационные взаимосвязи между различными компонентами системы, производители разделятся. Кто-то будет заниматься модулем формирования основного плана, и это будет у него получаться лучше всего, кто-то модулями планирования потребностей, кто-то планированием мощности, кто-то финансовым и бухгалтерским блоком, кто-то управлением персоналом и так далее. А кто-то будет специализироваться на сборке из этих кирпичиков готовой системы для конечного пользователя.

Для разработки этих относительно локальных модулей не потребуется больших инвестиций и привлечения уникальных (и дорогих) консультантов и проектировщиков. Увеличится число игроков на рынке, усилится конкуренция, улучшится качество, упадут цены. А у пользователей будет более широкий выбор.

Движение по этому пути даст российским разработчикам уникальный шанс объехать “по кривой” западных конкурентов.

Дмитрий Бутерин (db@columbus.ru), фирма Columbus IT Partner: ERP-системы будут предлагать все больше возможностей для подстройки под требования конкретного заказчика. (Вообще говоря, маркетологи предрекают, что эта тенденция коснется самых различных категорий товаров, и, судя по всему, их прогнозы сбываются. Взять хотя бы ошеломляющий успех фирмы Dell в последнем десятилетии, которого она добилась за счет продажи компьютеров в конфигурации, собранной на заказ по спецификации клиента.)

В связи с этим качественно изменяются требования к функциональности ERP-систем. Если раньше была нужна более “стабильная” функциональность, рассчитанная на массовое производство, стабильный производственный процесс и т. д., то теперь клиент ищет систему, позволяющую автоматизировать сборку на заказ, мелкосерийное производство, торговлю продукцией диверсифицированного ассортимента и т. д.

Мне кажется, это напрямую связано с тем, что конкурентоспособность любого коммерческого начинания все больше определяется его изюминкой или ноу-хау, т. е. накопленным багажом знаний и информации. Такую информационную начинку невозможно втиснуть в рамки “жесткой” системы, в этом случае заказчик вынужден использовать множество дополнительных систем для достижения приемлемой автоматизации необходимых ему процессов. Эта проблема изначально решалась производителями систем путем введения множества параметров, однако когда их число переваливает за тысячу, процесс внедрения становится длительным и болезненным.

Кроме того, опыт продажи полностью открытых систем, в которых пользователи могли делать все, что угодно (например, систем, написанных на FoxPro), показал, что существует очень большой риск нарушить функционирование исходных жизненно важных частей системы и появляется проблема поддержки таких систем.

В России способность системы изменяться под требования заказчика особо интересна еще и потому, что для основной массы отечественных предприятий характерна большая динамика перестройки внутренних бизнес-процессов. Если корпоративная информационная система слишком “жесткая”, то наступает так называемое “технологическое запаздывание”, когда время перестройки системы значительно превышает время запуска новой бизнес-идеи, и предприятие теряет возможность получить от нее отдачу.

Еще один важный момент - растущая необходимость в интеграции с Интернетом. Еще год-два назад можно было сказать, что данная тенденция не является критическим фактором для подавляющего большинства российских компаний, выбирающих ERP-систему. Сейчас интерес к Интернет-технологиям существенно возрос. Клиентов в первую очередь интересуют ввод и отслеживание заказов через Интернет, а также много прочих мелочей типа интеграции с почтовой системой MAPI или Lotus и т. д.

Эта статья и статья "Широта, долгота, глубина и высота корпоративной информации" завершают первую главу третьего тома “КИС’киного дома”, начало которой опубликовано в PC Week/RE, №14/99, с., , , , .

Версия для печати