“1С”: спрос на деловой софт растёт

ИТОГИ И ТЕНДЕНЦИИ

А внедренцы по-прежнему в дефиците

Владимир Митин

Январская выставка “БухуЧет и аудит - 2000” (www.expos.ru/audit00), которую смело можно считать всероссийским смотром отечественных производителей и консультантов, показала, что по степени открытости своей деятельности фирма “1С” (www.1c.ru) остается лидером российского рынка делового ПО. Ни один из 132 участников этой экспозиции не дал столь полного отчета о помесячной (за три последних года!) динамике своих продаж, как команда, возглавляемая Борисом Нуралиевым.

К сожалению, мы не имеем возможности воспроизвести все “столбики”, “пирожки” и “кривые”, продемонстрированные на “отчетной” пресс-конференции фирмы “1С”, прошедшей в рамках вышеозначенной выставки. Поэтому остановимся лишь на основных цифрах и фактах, отражающих, на наш взгляд, не только объемы продаж продуктов “1С”, но и ситуацию на отечественном рынке делового софта в целом.

Итоги года

Как видно из диаграммы 1, 1999 г. прошел для компании “1С” под знаком быстрого восстановления объемов продаж. Причем декабрь ознаменовался рекордными масштабами сбыта программных продуктов, особенно системы “1С:Предприятие”. Очень важно, что каких-либо признаков замедления роста продаж пока не наблюдается, - стало быть, жить можно и нужно.

Перед кризисом в фирме “1С” было 132 штатных сотрудника. Ни один из них после известных августовских событий не был уволен, что называется, по указанию сверху. В 1999 г. среднесписочный состав “1С” достиг 155 человек. Если учесть, что при этом, по оценкам PC Week/RE, оборот компании составил около 16 млн. долл., то легко сделать вывод: в минувшем году выработка на одного члена команды Бориса Нуралиева, как и прежде, превысила 100 тыс. долл. Для отечественного разработчика, пусть даже и “грешащего” дистрибуцией “чужих” программ, но продавшего за год около 100 тыс. коробок собственного делового софта, это очень даже неплохой показатель.

На пресс-конференции было отмечено, что в 1999 г. средний объем продаж партнерам (по сравнению с 1998 г.) увеличился в 2,4 раза, а количество обслуживаемых ими организаций выросло в 1,5 раза. В то же время объемы единичных заказов уменьшились (реселлеры стали осторожнее), но зато число этих заказов возросло.

По мнению директора фирмы “1С” Бориса Нуралиева, рост в 1999 г. вызван как послекризисным улучшением экономической ситуации в России и повышением роли реального сектора (в котором всегда и стремилась работать “1С”), так и значительными усилиями и достаточно серьезным развитием всех направлений работы фирмы. Интересно отметить, что реселлерская сеть “1С” во время кризиса сохранилась (никто из партнеров не перепрофилировался!), а после кризиса - расцвела: в настоящее время она насчитывает около 1800 партнеров, в том числе 1324 фирмы-франчайзи.

После кризиса несколько выросла и среднестатистическая численность фирмы-франчайзи: ныне она составляет 22,6 человека (в июне 1997 г. - 16 человек, а в июне 1998 г. - 21). Число обслуживаемых ею клиентов возросло до 51, а усредненный объем внедренческих услуг составил около 8,5 тыс. долл. в месяц.

В среднем внедренческие услуги у партнеров “1С” стоят около $15 в час, но есть фирмы, которые берут за свои труды не менее $50 в час. Загруженность франчайзинговых фирм (по результатам декабрьского опроса) выглядит так: 71% партнеров считают, что заказов достаточно, 17% - что их слишком много и 12% - что мало.

Еще интереснее выглядит статистика ответов на вопрос “Что мешает франчайзинговым фирмам развивать свой бизнес?”: главным сдерживающим фактором своего развития респонденты называют нехватку квалифицированных специалистов. В то же время такой реальный рыночный фактор, как недостаток заказов, они считают лишь десятым по значимости, на одиннадцатом месте стоит экономическая нестабильность и на последнем, двенадцатом - пиратство. Вот так-то! Лозунг “Кадры решают все” по-прежнему актуален!

Структура продаж

Что же продают партнеры “1С”? Если мерить в штуках, то почти половина коробок, уходящих в настоящее время из фирмы “1С” (данные декабря 1999 г.), приходится на домашнее ПО “собственного изготовления” (см. левый “пирожок” диаграммы 2). Оставшаяся часть продаж примерно в равных долях распределяется между домашним ПО других производителей, собственном деловым ПО, “чужим” деловым софтом и прочими программами.

Если же считать в деньгах, то окажется, что оборот, приходящийся на домашний и прочий софт, исчезающе мал (см. правый “пирожок” диаграммы 2), а основной доход приносят лишь деловые программы, в первую очередь оригинальные. Углубляясь в структуру продаж дальше, увидим, что спрос имеется лишь на деловые программы, “приготовленные” на технологической платформе V7. Программы же, основанные на платформах-предшественниках, активным спросом уже не пользуются, хотя и эксплуатируются весьма интенсивно (бухгалтеры, как известно, люди консервативные и вечно занятые, за новинками не гоняются, им впору бы догнать вечно убегающее вперед законодательство).

Впрочем, низкие доходы от продажи игрового ПО в нашей стране с лихвой компенсируются отдачей с Запада и Востока. Взять, к примеру, чисто славянскую игру “Князь” (см. PC Week/RE, № 35/99, с. 35), разошедшуюся в России тиражом 70 тыс. экземпляров (по ценам, близким к ценам пиратского рынка). Так вот, стоимость лицензии на эту игру, купленной одной из тайваньских фирм, превысила поступления от всех отечественных партнеров! В этом случае даже непонятно: то ли обижаться за державу, то ли радоваться за нее.

Перспективы

Законотворческая активность государственных органов всех уровней, как известно, не идет на спад. Поэтому разработчики делового софта, помимо совершенствования функциональных возможностей продуктов и повышения скорости их работы, улучшения интерфейса и т. д., вынуждены постоянно вносить в свои детища доработки, связанные с изменением текущего законодательства. Пользователям деловых пакетов ничего не остается, как подписываться на эти доработки. Отсюда - неуклонно растущая популярность услуги “1С:ИТС” (см. PC Week/RE, № 14/99, с. 12). Как сообщил руководитель отдела продвижения экономических программ “1С” Алексей Харитонов, сейчас на нее подписано свыше 2500 организаций.

“Сопровождение программ надо поставить на индустриальную основу! "1С:Предприятие" - это не просто инструмент для построения конкретной учетной системы, это некая сумма знаний о том, как поставить учет, - постоянно твердит своим партнерам Борис Нуралиев. - Пользователь хочет получать весь софт (ОС, СУБД, приложения и т. д.) из одних рук. Причем эти же руки должны дать гарантию, что все продукты будут работать вместе”. Увы, еще не все франчайзи в должной степени прониклись такими простыми истинами. Да и многие клиенты хороши: не решаясь потратить сравнительно небольшие деньги на качественное сопровождение учетных программ (в рамках проекта “1С:ИТС”), потом теряют в десятки раз больше из-за тактических и стратегических ошибок своих бухгалтеров и экономистов.

К радости “жмотов” (или “великих экономов”), наметилась замечательная тенденция. В последнее время стоимость хорошего компьютера практически не меняется. Но за те же деньги пользователь с каждым месяцем приобретает все большую вычислительную мощность. Аналогичная ситуация сложилась и в мире делового ПО. “Едва ли наши программные продукты будут дорожать, - утверждает Борис Нуралиев. - Но нет сомнения, что с каждым годом они будут все более совершенными”.

Иногда спорят, что лучше - готовое решение или инструментальная платформа. Пример “1С:Предприятия” показывает, что преимущество получает система, объединяющая эти два подхода. Сегодня пользователь ожидает от программ автоматизации готовых учетных решений, глубоко методологически проработанных и хорошо увязанных, и одновременно хочет, чтобы у него была возможность серьезно и эффективно перестроить эти программы под свои конкретные нужды и пожелания.

Такой подход перспективен и для фирм-франчайзи, специализирующихся на вертикальных рынках: при разработке множества отраслевых решений, учитывающих специфику определенных классов клиентов, они могут опираться на готовые типовые конфигурации “1С:Предприятия”, вместо того чтобы каждый раз начинать с нуля.

Кризис благотворно повлиял на предприятия, работающие в реальном секторе экономики. Поэтому многие разработчики бухгалтерских программ нарастили свои детища производственными модулями. Не стала исключением и “1С”, выпустившая специальную конфигурацию “Производство+Услуги+Бухгалтерия” - типовое учетное решение для небольших предприятий, занимающихся серийным и индивидуальным производством либо оказывающих услуги.

А вообще говоря, интересная ситуация сложилась в стране. Всю отчетность подавляющее большинство предприятий ведет с помощью компьютеров. Затем они распечатывают многочисленные отчетные формы и несут их в налоговую инспекцию и другие государственные органы. Там их снова вводят в компьютер... Как правило, это делают вручную девушки-операторы. Если просуммировать затраты, связанные с набором моря цифр, получится кругленькая сумма, оплачиваемая, между прочим, из наших с вами налогов. Тут есть над чем подумать: либо отчетность радикально уменьшить, либо процесс информационного взаимодействия предприятие - государство по-настоящему компьютеризировать.

“1С”: (095) 737-9257.

Версия для печати