КОНФЕРЕНЦИИ

5-6 сентября в Москве прошла 2-я профессиональная ассамблея “Розница и дистрибуция 2000. Продовольственный рынок России”, основным организатором которой выступила группа “Витрина. Торговые журналы. Россия”.

Среди мероприятий ассамблеи - семинары по актуальным вопросам совершенствования торговли, ассортиментной и налоговой политики, развития розничных сетей, магазиностроения и пр. Немалое место было отведено и использованию в этой отрасли информационных технологий. Наибольший интерес представлял круглый стол “Запад и Россия: два мира - два подхода к автоматизации торговли”, организованный компанией “Сервис-Плюс”, Заседания вели директор этой фирмы Виталий Подшивалов и директор по международным проектам Wincor Nixdorf (бывшая Siemens Nixdorf) в Центральной и Восточной Европе Йохан Изаак.

Как отметил в своем выступлении Виталий Подшивалов, главное различие в организации и автоматизации розничной торговли в России и на Западе определяется не особым менталитетом или желанием пойти своим путем, и тем более не технологическим отставанием, а общей ситуацией. Если на Западе уже почти до конца пройден путь “самостоятельный магазин - региональная сеть - национальная сеть - интернациональная сеть - глобальная сеть”, то российская розница сегодня находится на второй ступеньке этой цепочки. Отсюда - и разница в тенденциях, которые наблюдаются в автоматизации торговых процессов. У нас и цели автоматизации другие, чем на Западе: если там стремятся таким способом увеличить оборот и повысить эффективность торговли (в частности, путем введения дополнительных услуг), то здесь главным представляется сокращение издержек и потерь, налаживание контроля. Во многом это объясняется низкой концентрацией торговых точек в России (действительно, зачем вводить дисконтные карты и прочие изыски, привлекающие покупателя, если на густонаселенный микрорайон всего один хороший магазин?).

Общим состоянием торговых технологий объясняются и различия в характеристиках торгового ПО (см. таблицу).

Характеристики ПО для торговли

Интересным было обсуждение проблемы автоматического заказа (или его передачи), где речь шла об автоматизации связи “розничное предприятие - поставщик”. По мнению заместителя генерального директора ПФК БИН Ильи Скабицкого, на сегодняшний день техническое оснащение (в том числе и ПО) многих магазинов позволяет лишь сформировать в автоматическом или полуавтоматическом режиме заказ для поставщика и отослать его по Сети или по факсу. В силу высокой ответственности, стоящей за этой процедурой, участие человека исключить из нее пока нельзя. Однако здесь мы упираемся в неготовность поставщиков, среди которых более 80% (особенно в провинции) не имеют ни факсов, ни доступа в Интернет, а у остальных если и есть в распоряжении факсы, то часто нет возможности вовремя найти (среди груды других) присланное сообщение с заказом. Но сегодня уже существуют и положительные примеры в этой области, о них рассказал начальник компьютерного отдела сети “Седьмой континент” Андрей Долудь: “Не так давно мы попытались наладить с одним из поставщиков систему заказов по Интернету (через сайт поставщика). Для формирования и передачи электронных накладных сделали интерфейс (конвертор передачи данных). Получив в руки удобный инструмент, товароведы стали активно использовать его, и ассортимент поставок этого партнера существенно возрос - естественно, в ущерб другим нашим поставщикам. В свою очередь, те из них, кто имел подобные возможности, стали думать, как применить их для оперативного взаимодействия с нами, так что мы теперь занимаемся не конкретным интерфейсом для кого-то из поставщиков, а разработкой универсального решения, воспользоваться которым мог бы любой желающий, тем более что сейчас у нас более 400 контрагентов. Поставщики же в сбыте своей продукции заинтересованы существенно больше и будут стремиться к такому сотрудничеству активнее нас. Собственно, это соответствует всей рыночной практике, говорящей о том, что развитие рынка определяется покупательским спросом, а поскольку для поставщиков розничный торговец и является покупателем, то, идя ему навстречу, они продвигаются вперед и продвигают свою продукцию”.

Параллельно семинарской программе ассамблеи здесь проходила и выставка. Из компаний компьютерного и телекоммуникационного рынка на ней были представлены фирмы “Пилот”, “Галактика”, FIT, G2/Technology, IBS и Business.ru.

Версия для печати