“Ракурс”: от Финляндии до Индии

ДИСТАНЦИОННОЕ ЗОНДИРОВАНИЕ

Московская компания “Ракурс” (www.racurs.ru), специализирующаяся на разработке фотограмметрических систем, 17 августа подписала дистрибьюторское соглашение с индийской компанией MapWorld Technologies о распространении системы PHOTOMOD на территории Индии. Презентация PHOTOMOD состоялась на семинаре по цифровой фотограмметрии, специально организованном в связи с этим фирмой MapWorld Technologies в г. Хайдерабаде, где расположены многие индийские hi-tech-компании. В мероприятии приняло участие более 70 представителей государственных и частных компаний, работающих на рынке геоинформатики. Таким образом, Индия стала 27-й страной мира, в которой работает PHOTOMOD.

Компания “Ракурс”, являющаяся на сегодняшний день одной из самых успешных российских фирм - разработчиков ПО для обработки данных дистанционного зондирования (ДЗ), добилась заслуженного признания на мировом рынке специализированных программных систем, доказав, что и наша отечественная компания может обойти зарубежных конкурентов исключительно за счет высокого качества продукта и грамотной маркетинговой политики. Создание и становление “Ракурса” - это увлекательнейшая “success story”, которая началась с того, что один из основателей и нынешний генеральный директор компании Виктор Адров получил травму, катаясь на горных лыжах, и попал в связи с этим в больницу. Там г-н Адров, работавший в то время заведующим лабораторией в одном из институтов АН СССР, увидел набор двумерных слайдов своей поврежденной ноги и подумал, что для лучшего пространственного представления хорошо было бы сделать из этого набора трехмерную картину, желательно с возможностью ее стереопросмотра. Идея эта была успешно реализована группой программистов той же лаборатории под руководством Александра Смирнова (также одного из основателей “Ракурса” и директора проекта PHOTOMOD). Вскоре версия этой программы была продана и успешно внедрена в американском National Institutes of Health, а будущие создатели “Ракурса” с удивлением узнали, что российские программы могут продаваться не только дома, но и за границей.

Некоторое время спустя, на одном из научных мероприятий, где демонстрировалась система создания трехмерных медицинских стереоскопических изображений, прозвучала неожиданная мысль: почему бы коллективу под руководством Виктора Адрова, “раз они так хорошо освоили стереовизуализацию, не заняться стереообработкой аэрофотоснимков?”. В 1991 г. энтузиасты с головой погрузились в создание программного обеспечения для обработки данных дистанционного зондирования. Трудились сотрудники будущего “Ракурса” у себя по домам, часто в вечернее и ночное время. В 1993 г., когда компания была официально зарегистрирована и вскоре представила первый прототип цифровой фотограмметрической системы, начался новый, так сказать, международный этап ее развития. С “Ракурсом” связался сотрудник французского посольства, пытавшийся обнаружить в России современные информационные технологии, интересные для западного рынка. Он-то и пригласил Виктора Адрова во Францию на Форум по обмену технологиями между Востоком и Западом. От России в нем участвовало около 20 человек. В рамках форума глава “Ракурса” провел несколько презентаций и рассказал о работах компании со стереовизуализацией, после чего ему, единственному из всех членов делегации, предложили остаться на несколько дней в Париже: компания, занимающаяся разработкой и продажей систем цифровой фотограмметрии, высказала свою заинтересованность в создании программных продуктов и реализации их совместно с “Ракурсом”. Вскоре у компании “Ракурс” появился свой собственный факсимильный аппарат, а затем и несколько современных компьютеров, предоставленных французскими коллегами.

В 1995 г. цифровая фотограмметрическая система, созданная “Ракурсом”, получила название PHOTOMOD, которое поначалу считалось временным, поскольку придумывалось впопыхах, в рамках подготовки к одной из выставок, но позже приросло, не в последнюю очередь потому, что на этой самой выставке одна из копий системы PHOTOMOD была наконец-то продана и на российском рынке. Примерно в это же время началась и самостоятельная работа “Ракурса” на мировом рынке. Оказалось, что для того, чтобы продавать системы за границей, необязательно иметь западного партнера. Да и покупатели хотели общаться с разработчиками системы напрямую.

Время шло, система развивалась. В 1996 г. у “Ракурса” появились иностранные дилеры. Одним из первых стала австрийская компания PROGIS, известный в Европе разработчик ГИС. Интересно, что поначалу некоторые из этих дилеров претендовали на непомерно большие дилерские скидки. Однако, по словам г-на Адрова, “мы убедились, что если ты уверен в своих делах и продуктах, нужно учиться говорить "нет". Как было написано в одной книге по менеджменту, если ты научился говорить "нет" в переговорах, ты рано или поздно скажешь "да", но на своих условиях”.

Одновременно начал подниматься российский рынок цифровых фотограмметрических систем, и продажи в России ощутимо возросли.

После открытия нового сайта компании www.racurs.ru количество желающих стать ее дилерами возросло. Свою роль в этом сыграла и постоянная реклама в известном международном журнале GIM, посвященном геоинформационным системам и обработке данных ДЗ. Немалое значение имело и то, что PHOTOMOD сто/ит на мировом рынке существенно дешевле своих ближайших зарубежных конкурентов, при том, что в России продукт продается по цене, еще вдвое меньшей, чем за границей. Кроме того, постепенно рассеялось предубеждение против отечественных продуктов. В настоящее время PHOTOMOD используется в 27 странах, а компания, помимо разработки ПО, сосредоточила свои усилия на обеспечении достойного сервиса для пользователя.

Обозреватель PC Week/RE обратился к Виктору Адрову с просьбой рассказать о прошедшем в Хайдерабаде мероприятии подробнее.

PC Week: Виктор Николаевич, почему именно Индия?

Виктор Адров: Каждую пятницу сотрудники “Ракурса” собираются, чтобы обсудить итоги прошедшей рабочей недели за столом, рядом с которым висит карта мира, где кружочками отмечены страны, использущие PHOTOMOD. Наше внимание всегда привлекали две большие страны, не отмеченные такими кружочками, - Китай и Индия. Мы рассматривали их как весьма перспективные для поставок системы PHOTOMOD, поскольку они занимают большие территории, требующие широкого использования аэрофотосъемки для картографирования, и исторически имеют тесные политические и технологические связи с Россией. Вообще отечественным компаниям легче работать в странах, находящихся в зонах геополитических интересов России. И хотя мы не предпринимали конкретных шагов по выходу на индийский рынок, после начала нашей рекламной кампании в популярном мировом журнале по геоинформатике GIM International к нам стали обращаться индийские компании, желающие стать нашими дилерами. Поскольку мы считаем себя достаточно известной фирмой, то дилеров мы выбираем. У каждого, кто хотел бы быть дилером “Ракурса”, мы интересуемся, какие у него возможности и как он планирует продвигать наш продукт на конкретном национальном рынке. Из всех компаний, приславших свои предложения, нам больше всего понравилась MapWorld Technologies, тесно работающая с журналом GIS India и имеющая хорошие возможности для продвижения PHOTOMOD. Совместно с ней мы начали агрессивную рекламную кампанию с целью подготовки индийского рынка к появлению на нем нашего продукта. Одним из элементов этой кампании и явился проведенный семинар.

Кстати, в настоящее время на рынок Индии выходят многие разработчики ПО, в частности систем для обработки данных ДЗ. Это связано с тем, что в этой стране начался переход на цифровые технологии.

PC Week: Как прошел семинар?

В. А.: Поначалу индийская сторона очень беспокоилась - “получится - не получится”. Они не знали, достаточно ли хорошо я говорю по-английски, могу ли выступать перед их аудиторией и насколько вообще слушателям будет интересен наш продукт. Но все обошлось, и семинар прошел очень удачно. Индийским коллегам удалось организовать мероприятие в хорошем дорогом отеле, пригласить представителей прессы и телевидения. В семинаре приняли участие порядка 70-80 человек, в числе которых были директора компаний, авторитетные ученые, руководители Survey of India. Надо сказать, что в Индии очень грамотные специалисты - недаром эта страна является одним из основных поставщиков программистов за рубеж. Были очень интересные обсуждения как нашей системы, так и возможностей цифровой фотограмметрии в целом. А когда организаторы семинара поняли, что общение получается, они устроили пару дополнительных семинаров, в том числе мою встречу со студентами хайдерабадских университетов, на которой речь зашла о том, можно ли сделать карьеру в области ГИС и дистанционного зондирования. Это было очень неожиданно, но интересно.

PC Week: Какая страна следующей попадет в зону интересов “Ракурса”?

В. А.: В настоящее время нас интересуют те регионы, в которых еще только идет переход на цифровые технологии обработки данных дистанционного зондирования, - это арабские, некоторые европейские и азиатские страны. В развитых странах Европы и в США этот переход уже завершен и фотограмметрия получила достаточно широкое распространение, а в тех, что я упомянул, происходит своеобразный прыжок “из феодализма в социализм”, у них нет даже приборов старого, аналогового поколения, аналитических приборов. А PHOTOMOD позволит им более-менее быстро внедрить у себя фотограмметрические технологии, в частности современные, цифровые. Необходимо также учесть, что наш продукт сто/ит значительно дешевле систем зарубежных конкурирующих компаний и при этом зачастую не уступает им в функциональности (цена на аналогичные системы других компаний может достигать 200 тыс. долл., наша же система сто/ит на зарубежных рынках около 10 тыс. долл., а в России - еще в два раза дешевле).

Поэтому мы надеемся, в частности, на индийский рынок. Кстати, одна из канадских компаний, конкурирующая с нами на индийском рынке цифровых фотограмметрических систем, в свое время пыталась просто переманить нас к себе, когда увидела нашу систему, которая, по их словам, опережала их собственную примерно года на два. Совместно с нашим латышским дилером мы занимаемся сейчас продвижением своего продукта на финский фотограмметрический рынок. Надеемся появиться и на рынке Северной Америки, но это, наверное, в будущем. В общем, настроены мы умеренно оптимистично.

Что такое цифровая фотограмметрия

Фотограмметрия определяет формы, размеры и положение объектов по их фотографическим изображениям. Развитие фотограмметрии складывалось следующим образом. Первоначально восстановление трехмерной геометрии по двум перекрывающимся фотоснимкам выполнялось на оптико-механических приборах - это аналоговая фотограмметрия. Затем, по мере развития вычислительной техники, начали появляться комбинированные аналого-цифровые приборы, в которых аналоговые измерения сочетались с цифровыми вычислениями, - аналитическая фотограмметрия. В настоящий момент бурное развитие переживает цифровая фотограмметрия. Цифровые изображения получаются путем сканирования или вводятся напрямую с цифровых камер. Цифровая фотограмметрия позволяет автоматизировать множество фотограмметрических задач, таких, как блоковая триангуляция, получение цифровых моделей рельефа и ортофото. Выходные продукты получаются сразу в цифровом виде и могут быть использованы в ГИС.

По материалам сайта www.dataplus.ru.

Версия для печати