СЕМИНАРЫ

На семинаре с привлекательным названием "Как от магазина перейти к сети" (организованном компанией "Сервис - Плюс" и Национальной торговой ассоциацией) было достаточно многолюдно - здесь собралось более 70 представителей 46 торговых организаций столицы. Среди них - более половины директоров как отдельных розничных предприятий, так и уже существующих торговых сетей, а также немалое количество руководителей отделов автоматизации ("Елисеевский", "Рамстор", "Перекресток", "Продмак" и др).

Пол Зиммонд (Superdata, Германия)

Собственно говоря, готовых рецептов того, как отдельно стоящий магазин превратить в сеть, на семинаре не прозвучало; да их, вероятно, и нет - у каждого свой путь развития, своя судьба. Но одно общее мероприятие сегодня должно сопровождать создание любой торговой сети - автоматизация управления. Это требование времени, без которого невозможно ни выживание в конкурентной борьбе (особенно на Западе), ни развитие. А развиваться, как отметил в своем выступлении директор фирмы "Сервис - Плюс" Виталий Подшивалов, нам есть куда - еще предстоит пройти в этой области путь многих западных компаний: от отдельного магазина к торговой сети, сначала региональной, затем национальной, интернациональной и наконец глобальной (наши торговые фирмы находятся пока на стадии региональных сетей). Да и по уровню обеспеченности торговыми площадями и розничными точками мы пока отнюдь не впереди планеты всей (см. табл.) - есть куда расти.

Однако расти нашим сетям придется в условиях уже намечающейся конкурентой борьбы с сетями западными. И здесь не грех воспользоваться их опытом управления с помощью автоматизированных систем. С этой целью компания "Сервис - Плюс" занялась локализацией торговой системы DEWAS (разработчик - немецкая фирма Superdata). В Европе на счету этой системы более 5000 инсталляций на предприятиях розничной торговли с совокупным годовым оборотом более 20 млрд. евро. Она используется как в независимых, так и в сетевых магазинах (с единым дистрибьюторским центром). Только применение автоматизированного заказа с помощью DEWAS позволило западным сетям увеличить оборот на 8 - 13 % при снижении товарных запасов на 20-45 % и одновременном увеличении ассортимента и оборачиваемости склада.

Новую (для российского рынка) систему на семинаре представил технический директор компании Superdata Пол Зиммонд. Он рассказал об особенностях организации торговых сетей на Западе (в отличие от России) и в конкретном опыте работы системы DEWAS в крупных структурах - Tegut (352 магазина в сети, 8500 сотрудников, оборот - 1 млрд. долл. в год) и Markant Suedwest (70 магазинов в сети, 30 независимых магазинов, оборот - 400 млн. долл. в год). Отличительными чертами DEWAS является многофункциональность (конкретный набор функций определяется моделью бизнес - процессов предприятия) и масштабируемость, которая обеспечивает ее применение как в небольших магазинах с торговыми площадями около 100 кв. м., так и в многопользовательской среде (в гипермакетах). Кризис доходности розницы за рубежом (сейчас у многих магазинов уровень прибыли составляет 0,5 - 1 %) диктует магазинам жесткие условия выживаемости, при этом основной задачей в торговле становится повышение производительности труда и увеличение оборота, что и помогает делать система.

"Наш опыт сотрудничества с компанией Superdata насчитывает уже около двух лет, - ответил Виталий Подшивалов, - и мы надеемся, что кроме системы DEWAS в России с успехом будет применена и сама методология сетевой торговли (одна из ее серьезных особенностей - наличие центрального склада и ведение бухгалтерской отчетности в центральном офисе, а не в каждом магазине). Сегодня потребности в таких продуктах у нас очень велики.

Для системы DEWAS мы сделали интерфейс к "1С: Бухгалтерии", при необходимости возможна подобная "сцепка" с любой бухгалтерской системой. Создан также интерфейс к системе для центрального склада "Супермаг" (это наша разработка; в Германии для этого используется система MSS компании Superdata). DEWAS же призвана именно управлять торговым процессом в розничной сети. Я считаю, что нашим предприятиям следует брать все лучшее от западных технологий (в том числе и технологий торговли), чтобы быть во всеоружии".

Версия для печати