АРМ

Электронные системы класса “клиент - банк” еще не получили в нашей стране должного развития, поэтому ежедневно несчастные российские бухгалтеры заполняют миллионы платежных поручений. Наиболее консервативные - с помощью механической или электрической пишущей машинки, а те, кто попрогрессивнее, - с использованием матричного, струйного или лазерного принтера. Затем, как известно, эти платежки попадают в банк, где менее несчастные операционистки (им, по крайней мере, не надо отбиваться от множества контролирующих инстанций) считывают содержащуюся в них информацию и заново вводят ее в банковскую систему (самодельную, заказную или тиражируемую). По мере того как сканеры дешевеют, а системы распознавания текста (OCR) становятся совершеннее, банки стремятся автоматизировать процессы чтения и “перенабивки” входящих текстовых документов. За рубежом для этого зачастую используют сравнительно недорогие специализированные перьевые сканеры, в нашей же стране чаще применяются традиционные сканеры.

Слева направо: Арам Пахчанян, Андрей Левин

и Александр Мартынов рассказывают о

технических деталях проекта

Масштабы применения автоматизированных систем ввода платежных документов достаточно велики. Так, вице-президент по корпоративным проектам компании ABBYY Software House (www.abbyy.ru) Арам Пахчанян утверждает, что на начало апреля систему “ABBYY Fine Reader Банк” приняли на вооружение около 150 российских банков. При этом общее число инсталляций (лицензированных автоматизированных рабочих мест) приближается к тысяче, а среднестатистическое число платежек, ежедневно обрабатываемых на этих АРМах, достигает 180 тыс. Наиболее надежно распознаются платежки, заполненные с помощью лазерных или струйных принтеров. Управляющий отдела корпоративных проектов и интеграции технологий ABBYY Software House Максим Бочаров отметил, что в этом случае без ошибок распознается 99% платежек. Вероятность безошибочного распознавания документов, заполненных с помощью пишущих машинок и матричных принтеров, сильно зависит от степени изношенности красящей ленты и колеблется в пределах от 60 до 90%. Данные цифры подтверждает и Андрей Левин, начальник Отдела внедрения и сопровождения информационных технологий Управления эксплуатации автоматизированных банковских систем Департамента информационных технологий Банка Москвы (www.mmbank.ru).

Этот банк в апреле завершил первый этап автоматизации ввода платежных документов: с августа прошлого года по март нынешнего система “ABBYY FineReader Банк” эксплуатировалась в шести отделениях банка.

По словам директора Департамента информационных технологий Банка Москвы Александра Мартынова, ее внедрение позволило сократить среднее время обработки полноформатного платежного поручения с полутора-трех минут (примерно столько времени требуется опытной операционистке для ввода в автоматизированную банковскую систему данных из платежного поручения) до 10-20 секунд (время, необходимое для сканирования платежки, ее распознавания и контроля правильности распознанных данных). Легко подсчитать, что операционистка на рабочем месте, оснащенном системой “ABBYY FineReader Банк”, способна обработать за день до 1000 документов. Но вся беда в том, что клиенты приносят платежки неравномерно. Нередки случаи, когда за час до закрытия банка объявляется клиент со 150 платежными поручениями. Раньше для его обслуживания требовалось от 5 до 7 ч. Теперь же все документы можно переварить менее чем за час. Так что от внедрения новых информационных технологий выигрывает не только банк, но и его клиенты, ведь время их обслуживания сократилось в 6-9 раз. Вот уж действительно подарок для вечно замороченных бухгалтеров!

Г-н Левин отмечает, что на практике средняя загруженность “автоматизированной” операционистки - около 300 документов в день. Но иногда этот показатель доходит до 600-700. На втором этапе - он продлится около полугода - системой “ABBYY FineReader Банк” предполагается оснастить еще девять отделений банка (всего у Банка Москвы в столице 32 отделения), загруженность которых приближается к загруженности уже автоматизированных отделений.

Банк Москвы изначально выдвигал жесткие требования к системе ввода платежных документов. Например, система должна напрямую обращаться к актуальным базам данных банковской системы, из соображений безопасности экспорт данных в банковскую систему должен осуществляться также напрямую, т. е. без промежуточных файлов. Были и другие требования. В конце концов выяснилось, что из рассмотренных банком систем ввода платежных документов всем поставленным условиям соответствует только “FineReader Банк”. Процесс ее внедрения лучше всего описывается поговоркой “Долго запрягают (в данном случае - присматриваются), но быстро едут”: по словам г-на Левина, стыковка продукта ABBYY Software House с уникальной корпоративной банковской системой заняла всего два часа.

“Банк Москвы”: (095) 745-8000.

ABBYY Software House: (095) 234-4400.

Версия для печати