“Война” Эллисона кое-кого озадачивает

Своим всеобъемлющим программным пакетом Oracle намерена поставить крест на заказных системах

Рене Бушер Фергюсон

Создавать и продавать корпоративные приложения можно двумя способами. Первый - собрать вместе лучшие в своем роде продукты, интегрировав их в рамках открытой архитектуры, второй - пойти по пути Oracle (Редвуд-Шорз, шт. Калифорния).

Когда для корпорации настали тяжелые времена и ее благополучие начало все больше зависеть от продуктов, не имеющих ничего общего с СУБД, она стала убеждать своих клиентов отказаться от заказных систем ERP (планирования ресурсов предприятия) и CRM (управления отношениями с клиентами). Вместо этого им было предложено ограничиться одной-единственной линией продуктов, даже если в ней устраивает клиентов далеко не все. Такая философия, дополненная к тому же усиленной пропагандой взгляда на ПО как на услугу, заставила многих усомниться в способности - да и решимости - этой компании занять достойное место на рынке, где до сих пор ей никак не удавалось закрепиться.

Эллисон (слева) из Oracle оспаривает план Хассо Платнера

из SAP в отношении одного из ERP-пакетов

По мнению отраслевых наблюдателей, появление на свет концепции “все сразу или ничего” объясняется двумя причинами: тем, что сторонником монолитного подхода является пламенный Ларри Эллисон, возглавляющий Oracle, и тем, что из его команды ушел Рэй Лейн, который, занимая второй по значимости пост в корпорации, смог заметно активизировать сбыт ее приложений.

Что же касается самой концепции, то здесь единого мнения нет. Некоторые пользователи и аналитики называют ее гениальной, другие же считают безрассудной - все зависит от того, кто дает ей оценку. Но как бы то ни было, очень странно, что именно сегодня, когда дела в корпорации обстоят далеко не лучшим образом, руководитель высшего звена клеймит стремление своих клиентов к специализации. Эллисон объявил “войну сложности”, а это значит, что корпоративные пользователи должны прекратить заказное развертывание приложений и перестроить свои бизнес-процессы на технологии Oracle. Другими словами - долой заказную настройку! И особенно в части приложений из комплекта э-бизнеса 11i, который готовится справить свою первую годовщину.

“Вам не нужно писать коды на Си. Вам не нужно разрабатывать заказные комплекты программ и - Боже упаси! - править наши программы для компьютеров”, - заявил Эллисон в зале, битком набитом клиентами Oracle, съехавшимися этой весной в Новый Орлеан на пользовательскую конференцию Oracle AppsWorld.

По заверению исполнительного директора корпорации, она может сегодня удовлетворить на 100% нужды любого потребителя и на 85% - его пожелания.

Но насколько надежен фундамент, на котором базируется уверенность Oracle в своей правоте? Аналитики утверждают, что в Oracle 11i ошибок намного больше, чем в любом другом имеющемся на сегодняшний день комплекте приложений. За те 10 месяцев, которые прошли с момента появления на рынке Unix- и Windows-версий 11i, для них пришлось выпустить около 5 тыс. программных заплат.

“Вы представить себе не можете, что значит обеспечить поддержку этого комплекта Oracle, - говорит Джим Де Мин, программный менеджер корпорации Infonet (Эль-Сегундо, шт. Калифорния), который только что развернул у себя 11i. - Сначала вы инсталлируете базовый продукт, затем - заплаты, а после этого - заплаты на заплаты, которые отказываются работать. Но и это еще не все. Когда все сделано, вам приходится искать обходные пути решения возникающих проблем, изменяя в той или иной степени уже установленную заплату. Чтобы понять, что это за мучения, представьте себе, что у вашей машины не работает стартер и вы, чтобы завести свой автомобиль, каждое утро прямо в деловом костюме толкаете его десяток миль по дороге”.

По окончании программного выступления Эллисона одна из участниц AppsWorld заметила, что после развертывания 11i ее компания все еще дожидается появления заплат для ошибок, а покуда вынуждена придумывать обходные пути для снятия вызванных этим развертыванием проблем.

“Продолжайте нас теребить”, - посоветовал ей Эллисон.

Столь оригинальный подход к делу вновь возвращает нас к вопросу: действительно ли корпорацию - да и самого Эллисона - волнует управление ресурсами предприятия? Или интерес Oracle ограничивается тем, что может дать это направление для ее основного бизнеса - СУБД? Напомним, что для работы всех приложений этой компании необходимы базы данных этого же производителя. Сейчас комплект 11i уже используют 550 клиентов корпорации, еще 3,5 тысячи приступили к его развертыванию, причем более половины из них устанавливают пакеты обновления. Зависит бизнес корпорации и от количества пользователей систем иных производителей. Дело в том, что SAP AG, PeopleSoft и ряд других разработчиков систем ERP и CRM применяют в своей продукции производственные базы данных на основе СУБД Oracle. Однако в IV квартале прошлого года доход от лицензирования оказался не слишком-то высоким, и стало совершенно ясно, что почивать на лаврах СУБД корпорации не удастся.

“Глядя вперед, мы прогнозируем полутора-двухкратное увеличение сбыта своих приложений, если только этому не помешает ситуация на рынке, - говорит Марк Джарвис, старший вице-президент и руководитель отдела сбыта Oracle. - Если же она серьезно осложнится, моим предположениям такая же цена, как и вашим. И речь идет не только о I квартале текущего года, - нужно, чтобы экономика оставалась сильной из года в год”.

Концепция единого производителя, продвигаемая руководством Oracle, не находит поддержки ни у PeopleSoft, ни у SAP. Обе эти компании старательно дистанцируются от монолитного подхода и предлагают системы на базе лучших в своем роде продуктов.

Комплект PeopleSoft 8 был анонсирован прошлым летом, и с тех пор его взяло на вооружение свыше 1800 клиентов. Примерно в то же время свое ПО для э-бизнеса на основе Web-архитектуры выпустила и SAP.

Финансовые отчеты обоих этих производителей за II квартал текущего года показывают весьма солидную прибыль. У PeopleSoft доходы от лицензирования возросли по сравнению со II кварталом прошлого года на 51% и составили 166 млн. долл. SAP также сообщила о 24%-ном приросте своих доходов (они составили 1,62 млрд. долл.) по сравнению с тем же периодом минувшего года. Что же касается лицензирования, то оно принесло фирме 550 млн. долл., т. е. на 17% больше, чем во II квартале 2000 г.

В Oracle положение складывается по-иному. Хотя в IV квартале 2001 финансового года, закончившемся 19 июля, общая прибыль корпорации и возросла по сравнению с прошлым годом на 25%, достигнув 2,6 млрд. долл., доходы от продажи лицензий на ПО за это же время снизились на 10% и опустились до отметки 1,66 млрд. долл.

На рынке систем управления ресурсами предприятий лидирующее положение по-прежнему занимает SAP, доля которой составляет 30%. На втором месте находится Oracle (14%), а на третьем - PeopleSoft (около 9%).

Но конкуренция, как считают эксперты, - не единственная проблема для Oracle. По их оценке, в стремлении предложить сразу все и для всех предприятий корпорация должна учитывать и скептицизм пользователей.

“Больше всего клиенты опасаются попасть в полную зависимость от Oracle, ведь ее приложения просто несовместимы с базами данных других производителей, - говорит Кейт Фрайз, вице-президент ИТ нью-йоркской фирмы National Healthcare Resources. - СУБД корпорации превосходна, но теперь на рынке можно найти и другие отличные базы данных”.

В результате он решил отказаться от приложений Oracle в пользу финансового пакета ее конкурента - PeopleSoft, и вот почему: “Мой бизнес требует гибкости, и я страшно, просто-таки смертельно боюсь, что корпорация может избрать неподходящее для меня направление. В этом случае я окажусь в полной ее власти”.

Подобные опасения разделяют и другие клиенты Oracle, включая корпорацию Compaq Computer, которую Эллисон расхваливал как верного союзника в объявленной им “войне со сложностью”. Руководство Compaq считает, что единый комплект, способный заменить набор лучших в своем роде приложений, - слишком большой кусок пирога, чтобы его смог проглотить один производитель.

“Мы поддерживаем очень важные стратегические взаимоотношения с рядом крупных производителей, - рассказывает Пол Бокс, директор корпоративных закупок Compaq (Хьюстон, шт. Техас), - и я не могу сказать, чтобы мы особо тяготели к кому-либо одному из них. Мы по-прежнему разделяем философию компоновки лучших в своем роде продуктов, однако при этом стремимся уменьшить количество торговых марок”. Результатом такого подхода стало развертывание Compaq разработанных Oracle программных средств управления закупками и снабжением поверх финансового модуля SAP и модуля управления кадрами PeopleSoft.

Но даже при таком комплексном подходе Compaq может попасть в сложное положение, сделав ставку на полностью интегрированный снабженческий пакет Oracle.

“Мы рискуем в плане долговременного сопровождения, - признается Бокс. - Если Compaq вдруг решит изменить ядро - финансовую структуру записи, приложения Oracle, заложенные в основу нашей системы, могут создать немало проблем”.

Впрочем, тревогу выражают не только потребители.

“Основная причина разногласий между Ларри Эллисоном и мной заключается в том, что он убежден, будто один производитель способен реализовать все”, - заявил в июне Рэй Лейн, бывший президент и главный управляющий Oracle, выступая на конференции пользователей SAP, которая прошла в Орландо (шт. Калифорния).

Лейн покинул свой пост 30 июня прошлого года. История их взаимоотношений с Эллисоном была долгой и зачастую весьма бурной. По его словам, Oracle пытается копировать то, что делала SAP в первые дни своего существования. Другими словами, она старается интегрировать фундаментальные компоненты в единую серверную систему точно так же, как Microsoft интегрировала базовые компоненты для настольных систем.

“Но теперь, при переходе на электронную коммерцию, эти фундаментальные серверные компоненты автоматизируются, а мы начинаем ощущать потребность в технологии, которая выполняла бы более значимые для бизнеса функции, связывая между собой поставщиков, партнеров и клиентов, - отметил Лейн, который сейчас является партнером консультационной фирмы Kleiner Perkins Caulfield & Byers (Менло-Парк, шт. Калифорния). - Когда мы получим ее, изменится весь ход игры”.

Как и другие специалисты, Лейн не устает подчеркивать, что в природе нет не только двух одинаковых отраслей, но и двух одинаковых компаний в одной отрасли.

“Дифференциация систем э-коммерции может стать в будущем жизненно важной, - уверен он. - Поэтому компаниям просто необходимо искать лучшие в своем роде приложения и нельзя прекращать процесс обновления”.

О том, какую роль играл Лейн в Oracle, сказал Брюс Ричардсон, аналитик фирмы AMR Research (Бостон, шт. Массачусетс): “После ухода Рэя в руководстве корпорации зияет брешь. Рэй приносил деньги. Он всегда торопился на вызов, и Oracle оказывалась в выигрыше”.

Но Джарвис из Oracle придерживается другого мнения: “С уходом Лейна в корпорации практически ничего не изменилось, все продолжает идти, как и прежде. - Вот уже три или четыре года руководство находится в руках одного Эллисона, который решает все вопросы, от выработки стратегии до организации проведения рутинных операций”.

По словам Джарвиса, идея создания полного комплекта приложений - любимое детище Эллисона. “Наша политика сейчас стала последовательной, как никогда раньше, - подчеркивает он. - Нам нужно было изменить представление пользователей о том, будто Oracle способна выпускать только базы данных. Теперь же в нас видят “непобедимую четверку” Интернета”.

И действительно, для новых, более подвижных компаний комплект Oracle может оказаться очень удачным. Речь идет о тех фирмах - главным образом начинающих, - которые могут позволить себе роскошь комплексного подхода с первых дней основания. Так, по крайней мере, считает Марк Гринло, исполнительный директор консультационной фирмы NerveWire, организованной два года назад в Ньютоне (шт. Массачусетс). Ее руководство недавно решило развернуть комплект Oracle в масштабах всего предприятия.

“Старым компаниям приходится полностью заменять все свои унаследованные системы, однако дело это весьма масштабное и рискованное, - поясняет он. - Такой проект может стать для исполнительного директора, как говорится, вопросом жизни и смерти. Мы же собираемся развернуть лишь те модули, которые нужны для предоставления услуг. Конечно, мы готовы к появлению пары-тройки проблем, которые основной производитель не сможет разрешить. Хотелось бы только, чтобы столкнуться с ними пришлось где-нибудь на периферии системы”.

И все же многие пользователи уверены: успех Oracle в области разработки приложений для э-бизнеса в первую очередь будет зависеть от новизны и возможностей заказной настройки.

На продукцию Oracle уже сделал ставку Энди Кеннеди, вице-президент группы North American Order to Collections Information Manager при корпорации Xerox (Стамфорд, шт. Массачусетс), который собирается обновить полторы сотни унаследованных производственных систем по всему миру. В Северной Америке вместо 100 таких систем уже установлены приложения Oracle.

В настоящее время Xerox использует системы снабжения этой корпорации на 50 заводах в восьми городах.

“Мы надеемся, что Oracle обеспечит основную часть функций ядра, - говорит Кеннеди. - Но наш бизнес отличается от бизнеса других компаний в этой области, и мы не скрываем, что, если сможем, дополним комплект и другими компонентами. Чтобы система заработала как полагается, потребуется около года. Новый комплект просто необъятен, поэтому чем меньше будет модулей, тем меньше окажется проблем с ними. Oracle сумела создать полностью интегрированный комплект программ, а если возникают трудности, она всегда приходит на помощь”.

Сходную точку зрения высказывает и Дэниел Ламорт, исполнительный директор фирмы Submit Order (Даблин, шт. Огайо), специализирующейся на оказании электронных услуг. По его мнению, после глубокой заказной настройки приложения Oracle отлично подходят для этой сферы деятельности. “Они больше не напоминают разрозненные базовые системы”, - отмечает он, имея в виду развернутые на фирме модули управления снабжением, заказами и ресурсами.

Слабость еще одной концепции - “все для всех” - которую Oracle усиленно продвигает вместе со своим новым комплектом приложений, проявляется, как считают отраслевые аналитики, когда дело доходит до специализированных функций.

И Кеннеди из Xerox с этим полностью согласен. “Идея Oracle хороша для базовой системы, - утверждает он, - но едва ли найдется человек, который решится следовать ей во всем и всегда и начисто отказаться от всего другого”.

Пользователи считают, что 11i появился на свет слишком рано

Дэннис Каллаген

В рекламном ролике, который прошел по телеэкранам в начале года, Oracle гордо заявляла, что развертывание собственного пакета э-бизнеса сэкономило ей миллиард долларов.

Но тем, кто захочет повторить этот эксперимент и побыстрее установить у себя комплект деловых приложений Oracle 11i, Мики Мак-Брайд может дать весьма ценный совет: подождать. Эту истину менеджер финансовых приложений фирмы IMCO Recycling (Ирвинг, шт. Техас) постиг на собственном опыте - только в апреле он завершил переход на приложения управления финансами и производственными процессами этой корпорации.

“Модернизация системы - процесс очень сложный, - считает Мак-Брайд. - Приходится сталкиваться со множеством ошибок, отлаживать массу компонентов, которые работают далеко не безупречно. Так что чем дольше вы будете дожидаться обновленной версии, тем лучше для вас”.

Проблемы преследовали IMCO с самого начала модернизации. Даже загрузка ПО заняла на 36 часов больше, чем предполагали специалисты, и без того выделившие на эту операцию 72 часа. А затем посыпались ошибки.

“Мы были вынуждены решать уйму проблем при тестировании системы, так как ошибки встречались на каждом шагу, - вспоминает Мак-Брайд. - Но стоило нам только закончить проверку, как появлялась еще одна заплата или обновление, и все начиналось заново”.

Да и техническая поддержка сначала была не на высоте, хотя потом и стала лучше. “На первых порах нам казалось, будто корпорация учится вместе с нами”, - с досадой говорит Мак-Брайд.

Когда же система была развернута и запущена, ее производительность вызвала полное разочарование.

“Главной проблемой стала скорость работы, - продолжает свой рассказ Мак-Брайд. - Мы не меняли ни серверного оборудования, ни настольных систем, но после перехода с 11.0 на 11i производительность резко упала. Была надежда, что клиенты настольных систем станут работать быстрее, но все произошло с точностью до наоборот. Это нас весьма разочаровало. Мы рассчитывали на массу функциональных преимуществ, а получили всего пару довольно скромных новшеств”.

IMCO, по мнению Мак-Брайда, слишком рано приступила к освоению 11i. Но определенную долю вины он возлагает и на Oracle, которая чересчур поторопилась с выпуском этого продукта. “Комплект появился на свет явно преждевременно, - уверен этот специалист. - В нем еще тысячи и тысячи ошибок”.

Если бы все пришлось начинать с нуля, Мак-Брайд не стал бы спешить с переходом на новую систему, хотя по-прежнему выбрал бы 11i. По его собственному утверждению, этот комплект гораздо лучше отвечает потребностям IMCO, чем приложения SAP AG, Baan (теперь эта компания называется Invensys) или J.D.Edwards.

“Нужно думать о перспективе, а Oracle - надежная компания, - поясняет свою позицию Мак-Брайд. - К тому же она давно специализируется на базах данных и не предлагает все и вся, как другие производители. У корпорации отличное финансовое положение в целом. Да и ее модуль управления производственными процессами лучше всего подходит для нашей работы”.

Версия для печати