Геннадий Козин, начальник отдела стратегии информатизации IBS:

- Большинство развивающихся российских компаний черпают деньги на развитие не из собственных прибылей, а из кармана инвестора, который и принимает решения о том, во что вкладывать деньги. Вкладывать их в “тома” рекомендаций, которые будут пылиться на полках, никто не хочет, однако причина этих опасений - первая волна консалтинговых проектов середины 90-х, когда результаты деятельности измерялись именно томами документов, а не реальными изменениями. Теперь инвесторы боятся получить такую же “куклу”, боятся платить за неосязаемые услуги. Поскольку в российской крупной промышленности, где и востребованы в первую очередь консалтинговые услуги, инвесторы в основном западные, то и доверятся они скорее западному консультанту: он “свой” и не обманет. Задача российского консалтинга в этой ситуации - сделать свои услуги осязаемыми, материализовать их, превратив в реальные процессы, которые в свою очередь выльются в цифры доходов и прибылей.

- Несмотря на то что контракты на консалтинговые услуги заключаются с предприятием в целом, как правило, заказчиком этих услуг выступает конкретное лицо. Процесс выявления проблем и постановки задачи занимает долгое время, на наших предприятиях зачастую успевает смениться и руководство. А вместе с ним меняются и бизнес-цели. Смена же задач на стадии реализации проекта обычно приводит к увеличению сроков реализации, а следовательно, и стоимости. Теряется столь необходимая связка в “пирамиде” методологии реализации ИТ-стратегии, где определение бизнес-целей составляет самый первый этап, за которым следуют требования и проблемы, бизнес-задачи, потом снова требования, проблемы, задачи и наконец решения в области ИТ.

- К сожалению, за долгие годы у заказчиков сформировалось представление о стратегии как о статичном документе, дающем конкретные рекомендации на текущий период. На самом же деле стратегия предприятия в области информационных технологий представляет собой рамочный план, требующий постоянного обновления, корректировки и актуализации. Актуализация стратегии - одна из важнейших задач консультанта, подразумевающая наличие методологии и технологии поддержки ИТ-стратегии, т. е. механизмов постоянного анализа, выявления и реализации потребностей компании в области ИТ. Потребности это предприятие должно отслеживать, планировать, поддерживать и обеспечивать так же, как и потребности в материалах для производства в рамках концепции MRP. Однако если последняя хорошо разработана и довольно широко внедряется в России, то методологии по обеспечению ИТ-потребностей распространены недостаточно.

Версия для печати